Система механизмов управления формированием инженерных компетенций в рамках лицея

Лопатин Алексей Александрович, директор Института авиации,
наземного транспорта и энергетики КНИТУ КАИ, к.т.н., доцент,
Хайрутдинова Венера Кашфеевна, директор МАОУ «Лицей - инженерный центр»
Советского района г. Казани, к.п.н.


В современном глобальном мире информационные потоки пронизывают нашу повседневную жизнь и одновременно предоставляют множество возможностей. Прежде всего, это касается образовательного контента, как элемента самосовершенствования и неформального образования. Сейчас, для того чтобы получить любую информацию, достаточно иметь желание и гаджет, подключенный к сети Интернет. Остаются важные вопросы: сможет ли школьник в своем возрасте правильно интерпретировать полученные данные, проанализировать и сделать выводы, и главное, в какую логическую цепочку встроится полученная информация и к каким действиям приведет в будущем?

В связи с этим научно-педагогическое сообщество, несомненно, должно уделять большое внимание вопросам формирования мировоззренческой позиции подрастающего поколения, оказывать ненавязчивое влияние или, лучше сказать, педагогическое воздействие через вовлечение учащихся в совместную проектную деятельность, способную заинтересовать и по-настоящему увлечь молодые умы.

Для реализации такого подхода необходима четко структурированная система, способная к некоторой самоорганизации и динамичным изменениям. Так, например, традиционная и привычная для всех кружковая работа, что может быть более простым и знакомым для школьного педагога дополнительного образования? Но в новых условиях (новый технологический уклад, повальная цифровизация и, как следствие, практически безграничный доступ к информационным ресурсам) такая изученная и, казалось бы, простая сфера приобретает совершенно иной, более глубокий смысл. Само по себе дополнительное занятие в кружке для многих родителей, а иногда и педагогов, не более чем способ времяпровождения детей в свободное от основной учебы время. К таким занятиям, как правило, относятся с некоторой степенью пренебрежения, не осознавая возможную ценность с точки зрения профориентационного и воспитательного воздействия.

В этой статье авторы представят свой опыт построения системы профильного непрерывного инженерного образования в рамках структуры: детский сад –начальная школа – инженерный лицей.

Прежде всего, необходимо отметить, что в «Лицее – инженерном центре» реализация основного общего образования проводится в строгом соответствии с действующими стандартами. Трансформации подверглась так называемая «вторая половина дня», а также организационно-управленческая структура лицея.

Итак, что представляет собой подобная структура.

Изначально концепция развития лицея предусматривала развитие четырех основных инженерных направлений: авиационная техника, наземный транспорт, радиоэлектроника, IT-технологии и промдизайн. Необходимо отметить, что, по мнению авторов проекта, отмеченные выше направления не являются неизменной догмой и могут, и даже должны со временем эволюционировать. Эта необходимость обусловлена стремительным совершенствованием технологий, а так же смещением вектора развития от отдельных областей знаний в сторону междисциплинарности. То, что применяется в нашей повседневной жизни сейчас, завтра будет уже устаревшим, а послезавтра станет историей. И если мы хотим в будущем развиваться как страна – мировой лидер и законодатель моды в области техники и технологий, не учитывать эти тенденции невозможно. Поэтому обозначенные в стратегии направления, безусловно, будут корректироваться с учетом тенденций развития отечественной и мировой науки, а так же исходя из собственного наработанного опыта.

Лицей – инженерный центр обладает рядом преимуществ.

В первую очередь, это образовательная программа для каждой параллели классов, которая формируется, исходя из уровня развития детей. Например, в средней школе, до начала изучения дисциплины «Физика», практически бессмысленно делать упор на смысловую составляющую таких предметов, как радиотехника и робототехника, так как в этот момент у школьников просто отсутствует какое-либо системное понимание процессов, протекающих в радиоэлектронных компонентах. Поэтому цель этих занятий в Инженерном лицее - заинтересовать идеями и показать возможности их реализации.

Во – вторых, это – базовое образование по ФГОС (программа физико – математического лицея с углубленным изучением математики и физики). Уже с пятого класса учащиеся получают общие знания по физике, благодаря вводному курсу по пропедевтике в рамках внеурочной деятельности.

Начиная с 5–го класса, учащиеся дополнительно занимаются дисциплинами, связанными с основными научно – техническими направлениями, обозначенными в концепции Инженерного центра.

По апробированной лицеем методике учащиеся получают усиленную лингвистическую подготовку с носителями языка из США и Великобритании. Английский и немецкий языки с последующей сдачей международных экзаменов, языковой стажировкой в стране изучаемого языка и посещением летних международных лагерей, а также испанский, французский или китайский языки - факультативно.

Объединение двух направлений подготовки учащихся (технической + лингвистической) является отличительной чертой современного образовательного учреждения.

Учащимся Инженерного лицея также предложены развивающие (общее эстетическое развитие – музыкальное, танцевальное, театральное и художественные направления) и спортивно – оздоровительные секции (восточные единоборства, игровые виды спорта) факультативно.

На основе краткого анализа, представленного выше, можно сформулировать основную стратегическую цель Инженерного лицея: воспитание всесторонне развитых личностей, способных решать сложные инженерно-технические задачи в области наукоемкого машиностроения, робототехники и прикладных IT-технологий.

Для успешной реализации обозначенной цели необходимо сформировать вокруг ребенка благоприятную экосистему, способствующую проявлению творческих наклонностей.

В основе экосистемы Инженерного лицея находится проектная зона, сформированная вокруг двух хакспейсов. Руководство всего технического блока осуществляет заместитель директора по инженерному образованию. И это не просто институционализация статуса - введение новой должности, это, прежде всего, новый функционал, не свойственный школам современной России. Руководитель инженерного направления должен в равной степени сочетать в себе качества педагога и менеджера, способного вдохновлять учителей и учеников и, вместе с тем, организовывать проектную работу в рамках системы непрерывного образования: детский сад –начальная школа – инженерный лицей.

Для успешной реализации такого амбициозного проекта, как Инженерный лицей, было необходимо привлечение сильного стратегического партнера, и таким партнером стал Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ. В начале 2015 года была сформирована команда единомышленников, разработана и утверждена концепция создания и развития лицея как центра компетенций в области прикладной инженерии для детей, склонных к техническому творчеству, в сочетании с углубленным изучением иностранных языков, и 11 января 2016 года состоялось торжественное открытие Лицея – инженерного центра.

Необходимо отметить, что идеи, заложенные в фундамент лицея в 2015 году, ни в коем случае не являются неприкасаемыми догмами, наоборот, наша школа - это живой организм, который динамично развивается, постоянно меняясь, улавливая мировые тренды в области прикладной науки и образования. Все это помогает своевременно отвечать на вызовы, стоящие перед обществом, формировать конкурентоспособные образовательные программы как основу будущих успехов наших выпускников. Так, если в начале нашего пути были обозначены четыре основных научно-практических направления развития Инженерного лицея, то же к концу второго года нашего развития стало очевидно, что этого недостаточно. И к 1 сентября 2017 года команда лицея готовит к запуску новое направление – «автомобилестроение и сервис».

Все это позволяет команде Инженерного лицея работать на опережение, внедряя в учебный процесс лучшие практики, тем самым оставаясь конкурентоспособными в очень сильной и насыщенной образовательной среде Республики Татарстан.

Итак, инженерно – технологическая направленность в школьном образовании – это не только сумма теоретических знаний и практических навыков, но и формирования определенных черт характера. Вот почему образовательно – воспитательный процесс мы считаем одним из важнейших модулей управления формирования инженерных компетенций. Одним из основных составляющих здесь является как инструмент (создание условий для мотивации старшеклассников к освоениюоснов профессии), так и цель (молодой специалист и его компетенции, требуемые профессией). Многоплановая система включает в себя сегодня традиционные встречи с директорами заводов, фабрик РТ, проведения совместных Круглых столов с представителями науки КАИ и МБА; интеллектуальные игры, научно – практические конференции – имени М.П. Симонова, выездные трехдневные форумы – квесты на базе предприятии и других социальных партнеров, экскурсии, многопрофильные летние лагеря и другое.

Формирование инженерных компетенций в сегодняшних реалиях современного общества требует изменения подходов педагогических, методических, научно – исследовательских, а также использование самых современных образовательных технологий.

Использование в лицее лабораторий инженерной направленности в модели непрерывного информационного образования позволяет осуществлять эффективное сквозное обучение (школа – доп. образование – ВУЗ) по современным коммуникационным технологиям, обеспечивая непрерывность образовательной программы на разных ступенях образования.



Прежде всего, необходимо отметить, что в «Лицее – инженерном центре» реализация основного общего образования проводится в строгом соответствии с действующими стандартами. Трансформации подверглась так называемая «вторая половина дня», а также организационно-управленческая структура лицея.

Итак, что представляет собой подобная структура.

Изначально концепция развития лицея предусматривала развитие четырех основных инженерных направлений: авиационная техника, наземный транспорт, радиоэлектроника, IT-технологии и промдизайн. Необходимо отметить, что, по мнению авторов проекта, отмеченные выше направления не являются неизменной догмой и могут, и даже должны со временем эволюционировать. Эта необходимость обусловлена стремительным совершенствованием технологий, а так же смещением вектора развития от отдельных областей знаний в сторону междисциплинарности. То, что применяется в нашей повседневной жизни сейчас, завтра будет уже устаревшим, а послезавтра станет историей. И если мы хотим в будущем развиваться как страна – мировой лидер и законодатель моды в области техники и технологий, не учитывать эти тенденции невозможно. Поэтому обозначенные в стратегии направления, безусловно, будут корректироваться с учетом тенденций развития отечественной и мировой науки, а так же исходя из собственного наработанного опыта.

Лицей – инженерный центр обладает рядом преимуществ.

В первую очередь, это образовательная программа для каждой параллели классов, которая формируется, исходя из уровня развития детей. Например, в средней школе, до начала изучения дисциплины «Физика», практически бессмысленно делать упор на смысловую составляющую таких предметов, как радиотехника и робототехника, так как в этот момент у школьников просто отсутствует какое-либо системное понимание процессов, протекающих в радиоэлектронных компонентах. Поэтому цель этих занятий в Инженерном лицее - заинтересовать идеями и показать возможности их реализации.

Во – вторых, это – базовое образование по ФГОС (программа физико – математического лицея с углубленным изучением математики и физики). Уже с пятого класса учащиеся получают общие знания по физике, благодаря вводному курсу по пропедевтике в рамках внеурочной деятельности.

Начиная с 5–го класса, учащиеся дополнительно занимаются дисциплинами, связанными с основными научно – технич

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций