Моделирование системы управления в школе на основе теории Файоля

Замалдинов Азит Талипович, директор
Замалдинова Эльмира Наилевна, заместитель директора по УМР
МБОУ «Школа №98» Вахитовского района г. Казани


Управление, труд руководителя – это творческий процесс,
порой искусство всей системы действий
Филипп Генов, ученый – профессор

Экономическое развитие страны способствует новым изменениям, происходящим в образовании. Стратегическая цель состоит в сохранении равновесия для результативного функционирования государства.

Какая она - школа XXI века? Мы хотим видеть ее, прежде всего, единым образовательным пространством, информационно насыщенным, ресурсно-обогащённым, юридически компетентным, безопасным. А самое главное, мы должны видеть в этом пространстве команду единомышленников, готовых к креативности, к мыслетворчеству, к самоанализу, к мобильности, стремящихся к одной цели.

В век стремительного роста науки современное образование должно успеть за потоком информации, за всеми изменениями, происходящими в мире. Возникает вопрос о выживаемости общеобразовательной школы среди преуспевающих школ, гимназий, лицеев. Появляется здоровая конкуренция, что и является движущей силой становления школы XXI века.

Мы часто слышим в языке современного человека много новомодных экономических терминов. И школу это тоже не обошло. Сейчас модно называть нас, директоров, заместителей директора, менеджерами. Что же такое менеджмент? Менеджмент (management) в переводе с английского означает управление и руководство группой людей с целью координации и гармонизации данной группы. В принципе в этих ключевых словах и заключается суть управления.

А знаете ли вы историю происхождения менеджмента? Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и связана с именем Анри Файоля. Вы спросите, почему Файоль, ведь он - промышленник и причём здесь образование? У него был результат.

С тех пор прошло много времени. Почему мы, люди образования, обратились к теории прошлого века. Разве мы не развиваемся?

Очень грустно, когда современный человек порой не прислушивается к классическим теориям, считая их устаревшими. Но теория управления не стоит на месте. Она стала развиваться с развитием промышленности и науки, а значит и образования. Процессы теории и практики управления в любой сфере человеческой деятельности тесно переплетены друг с другом. Управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Любая деятельность должна опираться на определенные правила построения и функционирования для того, чтобы обеспечить её эффективность.

Какая школа не стремится к эффективному развитию, к результату? Почему наша административная команда обратилась именно к принципам Анри Файоля? Потому, что задумались о результативности учебного процесса. А у Файоля было эффективное управление, которое привело его к высоким достижениям. Он дал нам рычаги, с помощью которых мы сдвинули с места вечный двигатель нашей новой школы - «школы успеха»! Данными рычагами стали принципы управления Файоля. Они позволили нам создать модель управления в школе, объединяющую педагогический коллектив в единую команду под названием «Школа Успеха». В чём же особенность этих принципов? Как мы их преломили в нашей работе?

Какая продуктивная деятельность без разделения труда? Это один из важных принципов эффективного использования труда, как управленческого, так и исполнительского. Чётко выстроенные должностные инструкции, с учётом возможностей и способностей каждого члена коллектива.

Любая работа требует ответственности. Власть и ответственность - это два взаимозависимых понятия. Полномочия - есть право отдавать приказ, а ответственность-право его исполнять. Где даются полномочия, там возникает ответственность. Мы все в школе за одно дело. Развитие ответственности у педагогов за результаты работы - это одна из главных задач любого руководителя. Часто, готовясь со своими учителями к семинарам, к сдаче срочных отчётов, когда всё «горит», мы не раз могли слышать их высказывания об уходе с работы, но со временем, развивая ответственность за результаты работы, мы увидели мотивацию - значит мы достигли цели! А результат от работы приумножает эту ответственность.

При моделировании системы управления одним из самых важных и сложных проблем в любом коллективе является дисциплина. Администрация и все члены коллектива имеют ежегодную циклограмму деятельности на год, месяц, неделю. Часто, по внешним обстоятельствам, по независящим от нас факторам, происходят сбои в циклограммах. Возникает сложность в планировании дел, а это приводит к сбою в системе. Бесспорно, есть люди «в огонь и в воду». Это скорее исключение, нежели правило.

В каждой команде единство требований или, по-другому, единоначалие - это один из рычагов воздействия на коллег, ученический коллектив, сообщество родителей, который побуждает к исполнению этих требований и тем самым приводит к результату. Приказы могут исходить от нескольких лиц, это не ухудшит результат, если только приказы не противоречат друг другу. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя. Менеджер в лице директора, чётко осознающий единую цель, объединяет команду заместителей, которые в свою очередь, с этой же целью объединяют группу учителей, а те - в единую группу обучающихся и их родителей. Тем самым осуществляется единство руководства.

Одним из самых важных принципов управления является подчинённость частных интересов общим. Личные интересы членов коллектива не ставятся выше интересов школы. Часто встречаются ситуации, когда невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти ведут к пренебрежению общими интересами в угоду личным. Учитель устал - отсюда срыв мероприятия, дети не подчиняются учителю, учитель отказывается работать с классом, отсюда дети остаются без хорошего учителя.

В школе разработана система рейтинговой оценки деятельности педагогов по результатам работы методических объединений. Между педагогами возникает здоровая конкуренция, повышается эффективность работы, мотивация, а значит, достигается результат.

Управление школой часто предполагает делегирование полномочий, начиная с директора, заканчивая родителями. Конкретные обстоятельства определяют, какой вариант даст лучший общий результат: чем длиннее эта цепь, тем прочнее связь и отношения, тем ближе мы идём к результату. В этом заключается принцип централизации, выстраивающий скалярную цепь.

Порядок - один из важных принципов и норм каждого государства. Школа-это маленькая страна с большими стратегическими задачами выполнения государственного заказа. Для их достижения нужен порядок, главными инструментами осуществления которого в нашей школе являются должностные инструкции. Их выполнение - это порядок на рабочем месте, дисциплинированность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Порядок порядком, а сочетание доброты и правосудия, справедливость - это один из верных способов мотивации коллектива к достижению результата. Когда педагоги не мотивированы, нет их лояльности, их преданности, они перестают адекватно принимать критику и реагировать на неё. Пока есть потребность, пока учитель мотивирован, он будет творить и развиваться. Если нет, то ничего его не будет удерживать в школе.

Стабильность рабочего места для персонала обеспечивается через построение безопасной школы, сохранение здоровья, создания базы информационных ресурсов, материального обеспечения, системы поощрений, комфортной среды.

Силу и энергию нашей школе придаёт инициатива. В современном мире инициативность поддерживается поощрением. Учитель мотивирован - любой результат достижим. Он должен искриться идеями. Инициатива порождает ответственность. Государство даёт заказ на воспитание лидера, на молодое поколение, продвигающее инновационные идеи.

Мы доказали, что успешный коллектив школы - это могучая сила, результат гармонии администрации, педагогов, обучающихся, родителей. Любое коллективное дело, любой конкурс не даст высоких результатов, если не будет сплочения, единения, поддержки всего коллектива школы.

Спросите: гордятся ли ваши учителя достижениями своих коллег и результатами школы в целом? Степень искренности вы легко прочитаете в их глазах. Помните! Управленческая деятельность не врождённый талант, этому можно научиться. Пусть классические знания станут вашим верным подспорьем!



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций