Человеческий ресурс как фактор стабильного развития образовательного учреждения

Потатуева Валентина Олеговна,
директор МАОУ «Лицей №11» г. Ростов-на-Дону


Успех любой деятельности определяется тремя факторами: деловая среда, стратегия развития, уровень развития человеческих ресурсов, человеческого капитала. Основа человеческого капитала - это такие качества, как трудолюбие и милосердие, благородство и гуманность, смелость и самоотверженность, образованность и профессионализм. Сочетание именно этих качеств является фундаментом, который позволяет с успехом достигать любых управленческих целей.

На заседании Государственного Совета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 года Президент РФ В.В. Путин отметил: «Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования».

Это требует от руководителя образовательного учреждения осуществить переход от собственно управленческой к менеджерской системе руководства, философия воздействия в управлении школой должна смениться философией взаимодействия сотрудничества, рефлексивного управления. Именно в этих условиях на первый план вышла проблема мотивации.

Проблема мотивации является вечной, она родилась вместе с рождением человеческого общества. Во все века и эпохи мотивация являлась важнейшим фактором развития человечества.

Практики-менеджеры употребляют понятия «мотивация» и «стимулирование» как близкие по значению синонимы. Но это не совсем так. Стимул - это нечто внешнее по отношению к человеку. Стимул задается человеку извне. Это воздействие одного человека на другого, которое побуждает к необходимой деятельности. Мотив - внутри человека, здесь источником побудительной силы выступает потребность. Общий механизм формирования мотивации к труду состоит в том, чтобы предоставить человеку возможность извлекать из своей работы максимум положительных эмоций посредством удовлетворения всего набора своих потребностей, превратив работу в занятие по реализации собственных жизненных устремлений.

Во все времена не было и нет двух одинаковых школ. В образовательном пространстве города Ростова-на-Дону сегодня существует реальная конкуренция образовательных учреждений. В условиях конкурентной борьбы задача директора заключается в сохранении и изменении своего образовательного учреждения, в создании привлекательного имиджа. На наш взгляд, решение данной задачи возможно посредством использования современных технологий управления, формирования в образовательной организации мотивационной среды, благоприятной для заинтересованности учителей в продуктивной работе в интересах лицея. Директор должен переходить от умения управлять человеческими ресурсами к умению развивать человеческий потенциал – это является насущной потребностью современного этапа модернизации системы российского образования.

В арсенале современного руководителя существует достаточно обширный управленческий инструментарий: инновационный менеджмент, методы социального проектирования, педагогический мониторинг, различные модели социального партнерства, проектное управление и многое другое.

Мотивационные технологии - это мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. Выбирая данные технологии, мы исходим, в первую очередь, из того, что лицей - это живой организм, который развивается, ежеминутно меняясь. И я как руководитель должна владеть теми средствами, с помощью которых смогу управлять развитием этого организма в условиях его постоянного обновления.

Беря на себя функции мотивационного менеджера и создавая эффективную мотивационную модель, следует учитывать, что мотивация как функция управления - очень тонкий процесс. Поэтому важно выбрать правильную концепцию, методы, предусмотреть все возможные негативные последствия. Именно стремление сформировать благоприятную образовательную среду, создать эффективную мотивационную модель в образовательной организации стало основным вектором нашей деятельности.

Мотивационные технологии отражают объективные условия существования учителя, побуждают его к выполнению поставленных целей и задач организации образовательного учреждения. Именно мотивирование персонала оказывает стратегическое влияние на результаты деятельности педагогов. Это определяет основные постулаты работы с кадрами.

Первый постулат: «Умей отличать главное от второстепенного».

Выбор был сделан в направлении интеграции образовательных систем как пути повышения качества образования. Интеграция как научная идея комплексного обучения, по мнению большинства исследователей, является важным дидактическим принципом, определяющим организацию образовательных систем. Интегративный подход признается сегодня главенствующим при решении разнообразных и разномасштабных социальных проблем.

Но легче идти рука об руку с единомышленниками. И первыми единомышленниками в процессе интеграции основного, дополнительного образования с образовательным потенциалом социума в развитии профильного естественно-научного образования стали заместители директора: Третьяков Н.В, Щербакова Л.Б., Зыза Ж.В., Гаврилова С.П., Барашев А.Х.

И сегодня МАОУ «Лицей №11» является образовательным учреждением, в котором гармонично сочетается общее и дополнительное образование, направленное на расширение сферы образовательных услуг, углубленное изучение профильных естественно-научных дисциплин, развитие способностей и склонностей обучающихся в сфере их образовательных интересов. С каждым годом увеличивается число желающих получать образование в нашем лицее.

Пришёл успех. Все радуются победам, но сильный руководитель, на наш взгляд, должен проанализировать то, что способствовало успеху. А успех стал возможен благодаря профессиональной работе как коллектива, так и заместителей директора.

В процессе работы над углублением и усилением профильности обучения возникла необходимость интенсивно привлекать к сотрудничеству преподавателей высших и средне-специальных учебных заведений, вводить обучение узкоспециальным дисциплинам, таким, как: анатомия, физиология, микробиология, сестринское дело, фармакология, психология, латинский язык в медицине и т.д. Это привело к необходимости интеграции с вузами и ССУЗами г. Ростова-на-Дону по указанному направлению. Конечно, гладким этот путь не назовёшь: нежелание преподавателей вузов работать со школьниками, непонимание нужности и важности профильной и ранней профессиональной подготовки в средней школе, нежелание предоставлять свою базу для проведения практических занятий... И это не весь перечень трудностей, с которыми пришлось столкнуться. Но без решения этой задачи невозможно было бы дальнейшее развитие лицея.

Второй постулат управления людьми: «В конфликтах, уступая в мелочах, не позволяй принудить себя и других отказаться от важного». Ведь персонал лишь тогда становится человеческим капиталом, когда высокую оценку его деятельности определяют профессионализм, мотивация и ответственность в отношении к общему делу. Главной задачей руководителя в этом вопросе должно стать умелое использование природных способностей человека. Распределение обязанностей не только среди заместителей, но и других членов коллектива строится с учетом индивидуальных способностей каждого. Например, за вопросы включения обучающихся в исследовательскую проектную творческую деятельность и первые шаги в профессиональном самоопределении, основанном на усилении мотивации изучения естественно-научных дисциплин на повышенном уровне, отвечает заместитель директора, кандидат биологических наук, дважды победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО Щербакова Людмила Борисовна.

Именно это управленческое решение определило успешное развитие научно-исследовательской деятельности наших учеников. Обучающиеся лицея ежегодно становятся победителями и призерами различных конференций, например: «Донская академия наук юных исследователей», «Конференция РБМК», Научно-исследовательская конференция «Первые шаги в науке», студенческие конференции в Ростовском государственном медицинском университете и Южном федеральном университете и др.

Немаловажным, безусловно, является и тот факт, что в процессе работы руководителя с человеческим капиталом, необходимо создавать условия для проявления каждым членом коллектива своих лучших качеств. Создание комфортных условий деятельности педагога, которые обеспечивают его мотивацию к саморазвитию, самосовершенствованию и творчеству. Именно так можно сформулировать третий постулат моей деятельности. Лицейское положение «О выплатах стимулирующего характера за результативность и качество работы» предусматривает поощрение педагогов за самые разнообразные виды проектной, экспериментальной, инновационной деятельности. По результатам мониторинга профессионального мастерства составляется «Карта профессиональной активности педагогов», показатели которой учитываются при начислении выплат стимулирующего характера. Кроме того, созданный в лицее Попечительский совет (по представлению директора) поощряет учителей, достигших высоких результатов в образовательном и воспитательном процессах. При создании мотивационной среды лицея учитывалось, что различные стимулирующие мероприятия не должны носить однообразный и постоянный характер. Так, использование только элементов административной технологии или элементов экономической технологии (постоянное повышение надбавок) станет нормой, а не стимулом.

Но не стоит забывать, что главным показателем успешной работы лицея являются достижения его учеников. Поэтому своей первостепенной обязанностью считаю поддержку талантливых ребят и их наставников. Мы гордимся своими учениками: Антоненко Даниилом – неоднократным победителем международных олимпиад по естественно-научным дисциплинам, Савицкой Натальей – победителем регионального этапа олимпиады по биологии, Грибановым Юрием- призером Всероссийской олимпиады МГУ «Ломоносов» по истории, Гирко Еленой-победителем регионального этапа олимпиады по технологии, Кулягиновой Маргаритой, Пшеничной Дарьей - призерами региональной олимпиады по биологии. В 2015 году команда девушек по баскетболу добилась блестящих спортивных побед. Они стали победителями не только региональных соревнований по баскетболу «Локобаскет», но и привезли из Нальчика Кубок победителей Всероссийских соревнований. Учителя, принимающие активное участие в подготовке ребят к участию в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах и олимпиадах, регулярно получают премии, выплаты из фонда Попечительского совета лицея, льготные путевки на санаторно-курортное лечение и т.д.

Не секрет, что такая мотивация ведет к повышению эффективности управления, созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе, творческого настроя в деятельности. Например, ничто так не сближает сотрудников, как общение в неофициальной обстановке. В лицее введена традиция общих праздников, празднования дня рождения лицея, кроме того, несколько работников получали поощрения в виде путёвок за рубеж с оплатой из Попечительского совета.

Конечно, важно, чтобы о деятельности, которую ты ведёшь вместе со своей командой, знали окружающие тебя люди. И не только профессионалы. Ибо деятельность учебного заведения должна быть открыта для всех, кто интересуется будущим поколением. Открытость образовательного пространства - это источник роста потенциала Лицея, формирования его имиджа, статуса. Любое расширение образовательного пространства ведёт к развитию системы социального партнёрства, а значит, оказывает влияние на будущее образовательного учреждения. Такая позиция привела меня как руководителя к осознанию необходимости создания информационно-образовательного пространства лицея. Руководителем этого направления работы стал заместитель директора Третьяков Николай Валерьевич.

Тот факт, что в перспективной системе образования будут преобладать информационные компоненты, сегодня представляется практически бесспорным: ведь именно система образования должна давать людям необходимые знания об основной информационной среде их обитания; формировать у них новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества, наконец, деятельности самого человека.

В лицее сформирована высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда, реализуется программа информатизации, которая направлена на модернизацию технологического базиса лицея, развитие открытой информационно-образовательной среды лицея. Это позволяет, в первую очередь, повысить уровень качества образования, обеспечить обмен учебными и методическими, научно-практическими материалами учителей, обучающихся и различных специалистов, повысить профессиональный уровень преподавателей лицея, привлечь к творческой деятельности обучающихся лицея

Сочетание коллективизма и индивидуализма каждой личности - вот залог успеха функционирования системы. Необходима мудрая политика руководителя, позволяющая балансировать между крайностями, когда коллективизм уничтожает проявление индивидуальности, и наоборот, когда индивидуальные интересы перечеркивают работу всего коллектива. Снять эту напряжённость - обязанность руководителя.

В этом вопросе нам представляется эффективной система «горизонтального карьерного роста». Это означает: поощряется мастерство каждого педагога в зависимости от его вклада в общее дело. При этом его статус в коллективе зависит не от должности, а от той отдачи, которая отражает его возможности и потенциал.

Важным остается вопрос привлечения молодых педагогов. Государственная стратегия поддержки молодых специалистов показывает заинтересованность государства. На заседании Госсовета В.В. Путин отметил: «Профессия учителя вновь становится уважаемой и престижной, привлекательной и интересной для молодых специалистов».

Как привлечь молодых людей в профессию, которая кажется такой сложной, к тому же, на первый взгляд, и непрестижной? Первоначальный взгляд говорит о том, что путь молодого педагога в школе – путь проблем, проб и ошибок. Во-первых, как правило, к сожалению, в педагогические ВУЗы идут не те, кто мечтает посвятить себя профессии, гореть ею, а те, кому не хватило баллов в другие учебные заведения. И очень для многих работа в школе – разрешение проблемы безысходности. С другой стороны, профессиональный Стандарт педагога предъявляет одинаковые требования и к молодому, и к опытному педагогу.

Во-вторых, современный педагогический коллектив – как правило, женский и возрастной. Появление молодого неамбициозного коллеги (юноши или девушки - неважно) становится поводом для указывания на ошибки, на недоработки. А если коллега амбициозный, то отношение к нему соответствующее –зависть, нежелание помогать, «пиарить» молодого. Следующая проблема некоторым образом продолжает предыдущую. Администрация школы часто относится к молодому учителю с недоверием, отсюда отсутствие опыта работы в старших классах, выключенность молодого педагога из системы ЕГЭ, олимпиадного движения.

И все эти трудности накладываются на психологическую адаптацию молодого специалиста (ворох не своих проблем, а проблем учеников, публичность профессии и все вытекающие из этого трудности, отсутствие свободного времени, непонимание своего недавнего окружения: «Ты учитель? Зачем?»).

Учитывая эти трудности, администрация лицея выстроила работу с молодыми учителями несколько иначе. За последние три года в лицей пришло более десяти молодых учителей. Все они успешно влились в педагогический коллектив. Их инициативность, стремление к новому были поддержаны и дополнены мастерством и опытом учителей-наставников. Для молодых созданы все условия для самореализации. И ничего, что опыт работы совсем мал, однако есть желание проявить свои способности, свой потенциал. И такой подход дает свой результат. Учитель русского языка и литературы А.Х.Барашев – победитель регионального конкурса «Учитель года-2013» в номинации «Педагогический дебют», победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНП «Образование» (2015год), победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2016»; учитель истории Рябчук А.Н.-лауреат регионального конкурса «Учитель года 2014» в номинации «Педагогический дебют»; учитель физики Конин О.А. – победитель районного этапа конкурса «Учитель года-2016».

Кроме того, молодые учителя вовлечены в активную общественную и научную деятельность. Так, Конин О.А. в рамках совместных мероприятий со «Школьной лигой РОСНАНО» активно внедряет мобильную естественно-научную лабораторию с мультисенсорным регистратором данных и лабораторию НАНОЭДЮКАТОРII в научно-исследовательскую деятельность учащихся. Рябчук А.Н. является председателем городского Совета молодых педагогов г. Ростова-на-Дону. Барашев А.Х. – руководитель регионального отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

Молодой ресурс – показатель стабильности и непрерывности выстроенной системы управления образовательным учреждением.

Руководством лицея разработана система стимулов для лучших педагогов, постоянное повышение их квалификации. Для того, чтобы конечный результат деятельности был прогнозируемым, необходимо руководствоваться только достоверной и проверенной информацией, иметь возможность получить ответы на интересующие вопросы у компетентных экспертов и практиков, своевременно отслеживать и получать сведения об инновационных подходах и изменениях в отрасли и профессиональной среде. Необходимы обмен опытом с коллегами из разных регионов, диалог с экспертами, практиками и руководителями успешных пилотных проектов в сфере образовании. Лицей предоставляет такую возможность своим педагогическим работникам через участие в международных конференциях Школьной лиги РОСНАНО, во всероссийских конференциях Центра Профессионального развития и Инноваций. Лицей активно использует возможности системы повышения квалификации педагогов, которая разработана в рамках проекта «Школьной лига РОСНАНО» и представлена подпрограммой «Электронная школа для педагогов». Модель повышения квалификации учителей в рамках указанной программы включает в себя стажировки, проектировочные семинары, организацию дистанционного повышения квалификации.

Заслугой директора в вопросе управления человеческими ресурсами может стать тот факт, что в лицее сформирован стабильный педагогический коллектив высококвалифицированных специалистов, среди которых награждены значком «Почетный работник общего образования» - 7 человек.; награждены значком «Отличник народного просвещения» РФ -2., почетной грамотой Минобразования РФ – 10 педагогов. Лицей гордится победителями национального проекта «Образование»: Третьяковым Н.В., Кругловой Е.В., Щербаковой Л.Б., Барашевым А.Х.

Такой человеческий ресурс – залог стабильного развития образовательного учреждения.

Не случайно отличительной чертой нашего лицея является его широкая инновационная деятельность.

В 2013-2014 учебном году лицей получил статус школы-партнера «Школьной лиги РОСНАНО». Получение данного статуса позволяет создавать условия для устойчивого развития естественно-научного образования в лицее, создавать систему сопровождения одаренной молодежи в области естественных наук и технопредпринимательства, совершенствовать педагогическое мастерство учителя. Четко выстроенная система работы «Школьной лиги» позволяет нам планировать свою деятельность и выстраивать собственную стратегию развития, определять приоритетные направления деятельности по изучению нанотехнологий.

Однако управление человеческими ресурсами в условиях современного образовательного пространства возможно лишь при наличии здоровья у всех членов коллектива. На это направлено создание здоровьесберегающей среды лицея. Педагогический коллектив лицея ставит перед собой основную задачу: используя средства здоровьесберегающей педагогики, формировать у обучающихся культуру здоровья. Здоровьесбережение интегрировано во все сферы образовательной деятельности нашего лицея. В лицее реализуются инновационные проекты данной направленности:

- Проект «Обучение здоровью»;

- Проект «Здоровье человека нового века»;

- Проект «Лаборатория собственного здоровья»;

Человеческий ресурс позволяет выстроить систему воспитательной работы. Совместно с творчески работающими педагогами были сформулированы основные векторы развития воспитательной системы нашего лицея. Основной целью этой системы стала организация процессов, направленных на творческое самовыражение обучающихся, на помощь в выборе будущей профессии, а также на развитие способностей детей самостоятельно выстраивать свой жизненный план. В этом им помогают программы «Академия» (ранняя профилизация образования, создание поля для интеллектуального развития личности), «Экология, безопасность и здоровье» (профилактика вредных привычек, формирование потребности в здоровом образе жизни), «Культура самовыражения» (развитие творческих способностей обучающихся), «Политика, право, самоуправление» (комплексная программа гражданского воспитания, формирование опыта самоуправления). На деле вариативность образования воплощается в системе дополнительных образовательных услуг.

Дополнительное образование – сегодня это стратегический ресурс развития лицея. Смета внебюджетных доходов лицея превышает 5 миллионов рублей. Дополнительные образовательные услуги оказываются обучающимся на всех ступенях обучения по 46 программам и направлениям. Приоритетом в оказании дополнительных образовательных услуг является ранняя профессиональная медицинская подготовка на ступени среднего (полного) общего образования. Программа ранней профессиональной медицинской подготовки включает в себя освоение таких дисциплин, как «Основы сестринского дела», «Основы анатомии и физиологии человека», «Основы патологии, фармакологии, медицинской генетики» и т.д. Возглавляет это направление в работе лицея заместитель директора Олимпиева Е.А.

Целостность всей образовательной системы, с одной стороны, и многообразие, с другой, поддержание традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов, а также необходимость привлечения новых работников из числа деятелей культуры, производства, науки, желающих работать с детьми, требовали решения. Передо мной стал новый вопрос - вопрос финансирования всех новаторских проектов современной школы.

И снова без привлечения человеческих ресурсов не удалось бы справиться с поставленной задачей. Идеальный управленческий вариант - это анализ ошибок других. Но это в идеале. На деле приходится набивать свои шишки, особенно, если идёшь первым. В нашем лицее мы одни из первых организовали некоммерческий фонд: «Фонд поддержки муниципальных образовательных учреждений». Цель создания этого фонда - привлечение добровольных взносов и их использование для поддержки инициатив лицея.

Надо ставить новые цели, решать новые задачи. Следующим этапом развития образовательной среды лицея стал переход в статус автономного учреждения. И здесь мы тоже среди первопроходцев. Новая структура корпоративного управления позволит привлекать общественность к решению проблем материально-технического и информационно-технологического обеспечения образовательного процесса, повысит финансово-экономическую самостоятельность образовательного учреждения. В обозримой перспективе благополучие нашего лицея будет зависеть от умения всех сотрудников примирять непримиримые, на первый взгляд, вещи: краткосрочные задачи и долговременное развитие, конкуренцию и сотрудничество, дисциплину и свободу, формализованные процедуры и умение импровизировать в непредвиденных обстоятельствах, личный и общий успех.

Какую же роль в этом процессе должен играть директор? Директор должен переходить от умения управлять человеческими ресурсами к умению развивать человеческий потенциал. А для этого есть несколько простых в формулировке и эффективных в действии правил современного руководителя:

· Не пытаться заслужить любовь всех и каждого, а искать тех, с кем связан общими интересами, общей целью;

· Принимать промахи и удачи как бесценный опыт, без обид и ожиданий благодарности;

· Не искать исключительного решения - его нет, а рассматривать различные варианты;

· И помнить: каков капитан - такова его команда.

Можно с уверенностью сказать, что четко и грамотно выстроенная мотивационная среда открывает каждому учителю пути для развития, позволяет рационально оценить свои возможности. И как тут не вспомнить слова великого Сенеки: «Когда мы правильно оцениваем нашу силу, возможности и совершенство, мы ясно видим, что мы должны делать дальше для достижения нашей доброй цели». Расставив все акценты правильным образом, создав условия не только для работы, но и для самореализации сотрудников, создав естественную мотивационную среду, открытую для инноваций, вы решите основные задачи мотивационного менеджмента. Многие из них нам удалось решить, а некоторые остаются нерешенными вызовами на будущее. Будущее развитие.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций