Управление инновационной деятельностью современного ДОУ, как условие обновления содержания образования, формирования компетентного педагога, успешного ребенка

Мартемьянова Людмила Николаевна, заведующая МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №383» Приволжского района г. Казани.


Модернизация образования, введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятие ФГОС ДО определили одно из стратегических направлений нашего дошкольного образовательного учреждения - это развитие инновационной деятельности. Инновационная деятельность, соответственно, должна затронуть не только содержание образования, но и сферу управленческой деятельности, так как при изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления.

Используя технологию «Инновационный менеджмент», который включает в себя:

· проведение программно-целевого маркетинга;

· создание единой программы управления инновационной деятельностью в детском саду;

· разработку Концепции развития Дошкольного образовательного учреждения, Основной общеобразовательной программы детского сада, планов и программ инновационной деятельности;

· создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность;

· совершенствование системы самоуправления за счет создания коллегиальных органов, из числа педагогов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов;

мы выделили несколько необходимых условий реализации инновационной деятельности.

1 условие - все принимаемые управленческие решения должны быть коллективными. Это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства педагогов в инновационный процесс.

2 условие - каждый член команды должен знать для чего он работает, видеть в перспективе, каким будет конечный результат его работы. В нашем детском саду у персонала сформирована сильная мотивация. Это важнейшее условие и гарантия положительного освоения запланированного новшества.

3 условие - необходимо создать условия для развития творческого потенциала педагогов, их профессионального роста. На сегодняшний день в качестве такого условия в нашем детском саду выступает система непрерывного образования и самообразования педагогов.

В дошкольном образовательном учреждении организуются постоянно – действующие семинары с участием профессора психологии Блиновой Л. Ф., используются активные методы обучения педагогов (мастер – классы, стажерские площадки, семинары – практикумы с использованием сингапурских структур.

В детском саду организован персонифицированный учет, планирование и обучение педагогов на курсах повышения квалификации. За три года обучились на курсах повышения квалификации - 100% педагогов. Обучились на курсах повышения квалификации в г.Санкт – Петербурге по проблеме «Обновление содержания дошкольного образования» - 4 человека. Прошли переподготовку в Институте экономики, управления и права по программе «Педагогика и психология дошкольного образования » - 8 человек,

4 условие - мощным рычагом управления является стимулирование. Для каждого существует свой стимул, но все педагоги ждут одобрения удачно проведенного мероприятия, работы с родителями и детьми.

Качественное управление инновационными процессами в детском саду невозможно без обновления самой системы управления. В нашем коллективе система управления состоит из следующих структурных подразделений:

- научно – методический совет - это совет, в состав которого входят научный руководитель, заведующий, старший воспитатель, руководители творческой и рабочей группы, педагоги детского сада, имеющие высшую и первую квалификационные категории.

Данное структурное подразделение отвечает

· за изучение и анализ ситуации, сложившейся в дошкольном учреждении,

· за создание условий,

· за разработку фундаментальных проектных документов таких как: программа развития, основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, годовой план, планы инновационной и экспериментальной работы.

Также функцией научно – методического совета является проведение экспертизы методических разработок, созданных педагогами.

- творческая группа – это группа, в состав которой, входят педагоги нашего детского сада, имеющие стаж педагогической работы более 5 лет. Данное структурное подразделение отвечает за создание условий, успешное внедрение и использование новых программ и технологий.

- группа информационной поддержки - рабочая группа, объединяющая педагогов со стажем работы – до 5 лет. Данное структурно подразделение занимается подготовкой и обработкой аналитического инструментария. В ее состав входят педагоги, имеющие достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями. Они оказывают помощь в организации инновационной методической работы. Группа работает в тесном контакте не только с администрацией, но и с руководителями всех представленных структурных подразделений нашего детского сада.

Основными направлениями группы информационной поддержки являются:

- работа с сайтом

- организация электронного документооборота;

- формирование и ведение баз данных;

-подготовка дидактических материалов;

- оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию;

- широкое использование интернет - ресурсов;

- создание видеотеки, постоянно пополняющейся видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых заняти.

С целью организации деятельности представленных структурных подразделений в нашем детском саду создана нормативно – правовая база, , включающая в себя:

- Приказ на создание группы.

- Положение об инновационной группе.

- План работы группы на текущий год.

- Протоколы заседаний.

Результатом работы структурных подразделений является обновление содержание образования соответственно современным требованиям. В настоящее время коллективом детского сада разработаны и реализуются авторские программы и технологии:

- авторская программа «Гармония» ( лицензия на право образовательной деятельности) разделы:

Ритмопластика» программа для детей от 3 до 7 лет, охватывает физкультурно – спортивное и социально педагогическое направление. Основной принцип программы «Через физическое совершенство к интеллектуальным достижениям»

- «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей» программа для детей от 2 до 7 лет.

- «Обучение чтению» для детей от 4 до 7 лет.

- «Игропластика» - оздоровительная развивающая программа для детей 2-4 лет ( диплом 1 степени республиканского конкурса).

- «Психомоторика» - программа для детей 2-4 лет направлена на профилактику речевых нарушений (рецензия кандидата педагогических наук М. П. Осиповской)

- «Логоритмика» программа для детей 4-5 лет направлена на профилактику нарушений речи в дошкольном возрасте (рецензия кандидата педагогических наук М. П. Осиповской)

- Мониторинг освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО , диагностические материалы (Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников в области разработки инновационных технологий в ДОО, опубликована в сборнике Управлением образования ИКМО г. Казани),

- «Методическое пособие по обучению русскоязычных детей татарскому языку для детей 4-5 лет» (диплом 1 степени городского конкурса «Инновационные технологии в дошкольном образовании»).

В деятельность детского сада внедрена и пользуется высокой оценкой психолого - педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ М. Н. Поповой «Навстречу друг другу»

Таким образом, функционирование инновационных групп, а следовательно, и работа всего педагогического коллектива в целом (все педагоги равномерно распределены по подразделениям), способствуют повышению качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства. Каждый педагог в течение учебного года участвует во многих мероприятиях, причём не только в качестве слушателя или участника, но и в роли организатора или докладчика. У каждого педагога, благодаря использованию такой модели организации инновационной работы в детском саду, появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального, творческого и личностного роста.

С 2016 года мы вступили в фазу реализации образовательного стандарта. В нашем дошкольном образовательном учреждении проведен комплексный анализ образовательной деятельности. Результат анализа соотнесен с задачами, поставленными в Стандарте, намечены шаги инновационных изменений. В качестве инновации определена идея создания и организации условий психолого – педагогического сопровождения, связанных с ключевой идеей модернизации современной системы образования. В системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и его благополучия.

Актуальность инновационных изменений заключается в том, что для системы массового образования сопровождение развития ребенка относительно новое неизученное явление.

На наш взгляд, организация условий психолого – педагогического сопровождения - та нить, которая тянет за собой введение инноваций в образовательный процесс по данному направлению.

Сегодня наша инновационная деятельность нацелена на поиск путей создания условий психолого – педагогического сопровождения, накопления практического опыта их организации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Перед нами встали новые насущные вопросы: как понимать индивидуальное развитие в условиях, когда детей в группе более 20? Как соотнести понятие «индивидуальная работа», «индивидуализация образования», как реализовать на практике психолого – педагогическое сопровождение в условиях массовости детей в группе? Какие формы и методы, подходы к организации работы с детьми необходимо изменить?

Главная цель сопровождения ребенка в соответствии с ФГОС дошкольного образования – создание таких социально – педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Мы думаем, что создать такие социально – педагогические условия поможет нам программа «Путь к успеху», которую мы реализуем в рамках экспериментальной работы ФИРО. Данная программа состоит из двух разделов. Первая направлена на подготовку кадров, вторая направлена на просветительную работу с родителями.

Мы думаем, что внедрение и реализация данной программы позволит нам повысить профессиональную компетентность педагогов, отрефлексировать качественное взаимодействие образовательного учреждения с родителями путем их включения в воспитательно – образовательный процесс. Интеграции усилий семьи и детского сада с целью реализации психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психосоциального развития позволит создать оптимальные условия для формирования успешного ребенка, способного адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций