Управление качеством образования через развитие инновационных проектов

Фазылов Наиль Равилович, директор МБОУ «Гимназия №155
с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г. Казани


Школа — это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения, надо крепко
держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс А.

В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. Создание инновационного проекта «Формирование культурологической компетенции гимназистов на основе активных форм работы» должно способствовать решению поставленных задач. Проект касается всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров гимназии и направлен на повышение качества образования.

Актуальность и значимость проекта обусловлена следующими факторами:

· Повышение значимости оценки качества образования в целях инновационного развития образовательных систем, повышения требований общества к качеству образования.

· Формирование оценочной культуры участников образовательного процесса в условиях повышения роли и ответственности гимназии за качество образования.

Цель проекта: обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам потребителей.

Задачи:

· Повышать эффективность образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами.

· Развивать творческую и деятельностную атмосферу в гимназии, активизировать профессиональную деятельность педагогов.

· Способствовать улучшению в целом системы управления в гимназии.

· Повышать конкурентоспособность гимназии.

Поскольку гимназия является поликультурным образовательным учреждением, наша работа с учащимися направлена на формирование новых культурологических компетенций: сочетание традиционных методов обучения и международных практик для преобразования преподавания; создание новой модели гимназиста, способного иметь познания в разнообразных областях науки и искусства; понимание закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей; быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов мира.

Тема проекта нашла своё отражение в тематических педагогических советах и научно - методических семинарах, отражена в соответствующих разделах обновлённой Образовательной программы и Программы развития гимназии. Для достижения этой цели в нашем образовательном учреждении разрабатывается и реализуется система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение квалификации педагогов.

Результаты работы гимназии неразрывно связаны с квалификацией педагогических кадров. Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива – это далеко не простая задача. На сегодняшний день педагогический коллектив способен осуществлять образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне (проект «Учитель»), развивать и поддерживать потенциально одаренных детей. Все сотрудники гимназии постоянно совершенствуют свою профессиональную компетентность, регулярно проходят курсы повышения квалификации. Ежегодно учителя гимназии участвуют в конкурсах профессионального мастерства, являются участниками экспертных профессиональных сообществ для аттестации учителей, для экспертизы устных и письменных ответов школьников на олимпиадах разных уровней, ОГЭ и ЕГЭ. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей гимназии происходит через различные формы методической работы (презентационные и обучающие семинары, практикумы, деловые и организационно-деятельностные игры, тренинги, конкурсы, консультации, методические рекомендации, видео-материалы и др.). Учителя гимназии являются членами всероссийского педагогического клуба «Первое сентября», педагогических форумов «Открытый урок», активно участвуют в муниципальных методических объединениях учителей-предметников.

В гимназии сформирован ученический совет «Идел» (проект «Воспитание») из представителей 2-11 классов. Особую значимость имеют ценностные традиции, созданные в процессе совместной деятельности взрослых и детей. Ежегодно проводятся «Осенний бал», «Новогодний серпантин», «Конкурс песен военных лет», «Русский солдат умом и силой богат», «Мамин день», «Весёлые старты», «Дни здоровья», «Школьная спартакиада», «Звезды Олимпа», «Современная семья», праздник для ветеранов Великой Отечественной войны, предметные недели и другие мероприятия.

С целью развития и совершенствования знаний выпускников и их профессиональной ориентации (проект «Выпускник») организована Школьная академия факультета нефти и нефтехимии (ФННХ) Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). При Школьной академии организованы консультационные услуги для поступающих в университет по профилирующим дисциплинам: химия, физика, математика. Гимназия совместно с факультетом нефти и нефтехимии КНИТУ обеспечивает материалами для подготовки к региональным олимпиадам КНИТУ, ЕГЭ и другим вступительным испытаниям; также сотрудничает в разработке перспективных программ развития профессиональной ориентации, при осуществлении перспективных научно-исследовательских проектов, гимназисты принимают участие в совместных мероприятиях разного уровня (конференции, выставки, семинары). Остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее интересных проектах.

В рамках проекта «Здоровье» гимназия тесно сотрудничает с Федерацией «Айкидо», Центром детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий «Простор», ДЮСШ олимпийского резерва (теннис), Центром внешкольной работы «ЭКО», Федерацией развития детского регби.

С целью развития и поддержки талантливых школьников (проект «Одаренные дети») в гимназии организуется внеурочная деятельность, расширяется перечень дополнительных образовательных услуг, что позволяет удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам и способностям, повысить результативность участия гимназистов в научно-практических конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. Интересной формой работы являются мастер-классы, проводимые не только учителями, но и выпускниками, научными руководителями гимназии.

В рамках экологического воспитания школьников и реализации проекта «Я и экология» в гимназии ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция.

Одним из важных направлений организационной культуры гимназии является обеспечение безопасной образовательной среды (проект «Среда»). Наша цель - создание комфортной, творческой, социально - ориентированной развивающей среды, необходимой для адаптации и активного проявления обучающихся в образовательном процессе. Обеспечение безопасной образовательной среды невозможно без создания комфортных психолого-педагогических условий. В целях их обеспечения в гимназии работает педагог-психолог, который проводит психолого-педагогический мониторинг обучающихся для осуществления оптимального воздействия на улучшение качественных показателей: успеваемости, сформированности познавательных интересов, реальных учебных возможностей; отношения к гимназии, учителям и одноклассникам, нравственной воспитанности, физического здоровья и психического развития.

Наша среда должна быть саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации. Мы нуждаемся в среде более технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования. Мы стараемся обеспечить комфортную среду, чтобы создать ситуацию успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.

Таким образом, ориентация на ребенка требует серьезных изменений как образовательного процесса, так и содержания образования в целом, что позволит обеспечить более высокий уровень качества образования.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций