Современные тенденции развития образования в России

Золотухин Павел Александрович, руководитель проектов в сфере образования
и социального обслуживания Центра Профессионального Развития и Инноваций г. Тула


Деловые мероприятия, организованные Центром Профессионального Развития и Инноваций (ЦПРИ), ежегодно объединяют на своих площадках руководителей образовательных организаций из различных регионов Российской Федерации, педагогическое сообщество, представителей муниципальных и региональных органов управления образованием. На этих площадках традиционно выступают представители федеральных органов власти, ведущие учёные и практики сферы образования. Для обсуждения поднимаются наиболее актуальные вопросы развития современной системы образования. На протяжении уже нескольких лет, Управление образования города Казани, принимает активное участие в этих Конференциях, распространяя свой успешный опыт применения уникальных методик обучения детей, профессиональной переподготовки педагогов, организации методической работы в сети подведомственных учреждений.

Квалифицированный состав выступающих спикеров и возможность открытого общения с участниками, позволяют услышать диаметрально противоположные точки зрения на возможные пути развития современной системы образования. Несмотря на острые дискуссии, в одном вопросе точки зрения всех экспертов сходятся: сегодня невозможно не реагировать на вызовы времени. Новые технологии и возможности общения диктуют свои требования к образованию детей. Один из спикеров Конференций Центра Профессионального Развития и Инноваций (ЦПРИ), А.М. Кондаков, в своих выступлениях, обращал внимание участников на интересные статистические данные: в Европе каждый второй трёхлетний ребёнок пользуется планшетом или смартфоном, в России более 75% детей от 6-7 лет уверенно пользуются планшетом или смартфоном, примерно половина детей в возрасте 2-6 лет зарегистрированы в детских социальных сетях, 80% детей в возрасте до 13 лет зарегистрированы во взрослых социальных сетях. Все более популярным становится игровое образование. Сегодня игра – норма жизни и стандарт реальности. Содержание и качество виртуальной реальности непрерывно улучшается. Виртуальная реальность проникает в физическую, тем самым создавая дополненную реальность. Этот процесс имеет много разносторонних последствий, в том числе и негативно сказывающихся на развитии ребёнка в окружающем мире – это бедность сенсорного опыта, трудности с различением реального и виртуального мира, привычка к высокой плотности событий. Система образования, преследуя свои цели и задачи, должна использовать новые возможности и интегрировать все окружающее детей пространство: реальность, виртуальность и дополненную реальность.

Наряду с новыми возможностями в подходах к образованию детей, технологический прогресс сегодня проникает абсолютно во все сферы жизни и отрасли производства, тем самым автоматизируя многие процессы, активно развивается роботостроение. Современная система образования во многом ещё ориентирована на традиционные специальности, которые ввиду технологического прогресса, по мнению учёных, уже в ближайшие 15-20 лет будут полностью автоматизированы. В этой связи, ряд профессий в будущем станут просто невостребованными, по прогнозам учёных может остаться 50 профессий из нынешних 805. Поэтому сегодня очень важно развивать в детях универсальные способности, выпускники школ и университетов должны получать универсальное образование, способствующее формированию не только специальных компетенций, но и коммуникативных умений, управленческих навыков, что позволит им реализовывать себя в различных отраслях экономики. Развитие мышления сегодня и в будущем, должно стать приоритетным для каждого гражданина России. Востребованные участники рынка труда через 15-20 лет должны обладать рядом компетенций: это способность быть креативным, способность самоорганизовать себя на любой вид деятельности с учётом меняющейся среды, способность к сотрудничеству. Чтобы эти компетенции сформировались, руководителям образовательных организаций необходимо обладать целым рядом способностей: способностью учиться и изменяться, способностью организовывать себя на различные виды деятельности, способностью предвидеть будущее и соотносить с ним свои действия, способностью принимать долгосрочные планы, способностью приглашать в своё сообщество нужных людей, способностью выстраивать партнерские отношения.

Одним из актуальных вопросов, который сегодня также активно обсуждается на всероссийских мероприятиях, в том числе и на конференциях Центра Профессионального Развития и Инноваций (ЦПРИ), это организация инклюзивного пространства в связи с вступлением в силу ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. На сегодняшний день разработаны варианты адаптированных основных образовательных программ, отвечающих особым образовательным потребностям разных групп, обучающихся внутри каждой из категорий детей с особенностями здоровья. Дети с ОВЗ могут получать начальное школьное образование, обучаясь по адаптированным основным образовательным программам (АООП), сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников (цензовое образование) и несопоставимое (нецензовое). Часть детей с ОВЗ нуждаются в построении специальной индивидуальной программы развития (СИПР).Выбор варианта образовательной программы производится на основании рекомендаций ПМПК и желания родителей. Каждая образовательная организация, в которую поступил учиться ребенок, несет ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, за качество достижений обучающегося при овладении содержанием как академического компонента образовательной программы, так и компонента "жизненная компетенция". Именно достижение уровня образования, известного в отечественной дефектологической науке как искомого в отношении разных групп детей с ОВЗ, является определяющим при оценке качества образования ребенка с теми или иными проблемами здоровья. Требования ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и профстандарт педагога ставят новые задачи перед педагогическим сообществом в части формирования их специальных компетенций: формирование психолого-педагогического портрета школьника с ОВЗ, диагностика специфических трудностей в обучении и общении, построение и реализация программы коррекционной работы.

Инклюзивное образование, работа с одаренными детьми, применение новых педагогических методик, использование ИКТ в образовании - все эти нововведения предъявляют новые требования к квалификации и профессиональным компетенциям педагогов. Ответом государства на эти вызовы является введение профессионального стандарта педагога. Выступая на одной из Конференций Центра Профессионального Развития и Инноваций (ЦПРИ), руководитель рабочей группы разработчиков профстандарта Е.А. Ямбург, выделил ключевые положительные эффекты от введения профстандарта педагога: это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень, объективный измеритель квалификации учителя, симбиоз ремесла и творчества, средство отбора педагогических кадров в учреждении образования. Профессиональные стандарты также применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Наряду с вопросами содержания образования, сегодня всё больше внимания уделяется финансово-экономическим аспектам деятельности образовательных организаций. Экономические преобразования в Российской Федерации в последние десятилетия существенно затронули сферу образования. Рыночная экономика и децентрализация государственной власти потребовали приведения форм и методов управления в соответствие с новыми условиями. Многочисленные акты различной юридической силы составляют законодательство об образовании и ту правовую базу, на которой образовательные организации строят свою деятельность для достижения уставных целей. Нормы образовательного законодательства должны вносить ясность и стабильность в правовые отношения между всеми участниками образовательных отношений, они создают правовые гарантии реализации права личности на образование. Именно правовые акты отражают государственную политику в области образования, закрепляют основные задачи и принципы функционирования отрасли, структуру системы, совокупность специальных органов, осуществляющих функции управления в сфере образования, права и обязанности участников образовательного процесса, механизмы защиты их статуса и т. д.С учетом современных реалий необходимо дальнейшее совершенствование и развитие сферы платных услуг в образовании, в т. ч. определении стратегии развития приоритетов в новых условиях, расширение спектра платных услуг и самостоятельное их продвижение, что дополнительно усиливается ростом конкуренции.

Сегодня, для того чтобы быть успешным руководителем образовательной организации, необходимо постоянно совершенствовать свои управленческие и педагогические навыки. Именно обмен успешным практическим опытом, общение с коллегами из разных регионов, установление новых деловых контактов, открытый диалог с представителями власти и экспертным сообществом, позволяют черпать необходимые объёмы нужной информации для выполнения поставленных задач. С этой точки зрения подобные мероприятия играют очень важную роль. Подобные встречи проводятся Центром Профессионального Развития и Инноваций (ЦПРИ) ежегодно уже на протяжении нескольких лет. Эти Конференции зарекомендовали себя как открытые дискуссионные площадки на которых обсуждаются наиболее остро стоящие вопросы развития российской системы образования. Возвращаются участники с подобных мероприятий всегда с новыми идеями, которые они внедряют в своих подведомственных организациях «на местах».



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций