Глухарева Елена Владимировна, директор,
Кузьмина Ирина Анатольевна, учитель математики
МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр Галактика»
Приволжского района г. Казани
Вспомним давно известную формулу времен классицизма: non scholae, sed vitae discimus(лат.) – учимся не для школы, а для жизни. Эта формула актуальна сегодня как никогда. Жизнь ставит перед нами задачи, у которых нет готовых стандартных решений и ответов. Человек должен сам искать пути решения, выбирать оптимальный, чтобы достигнуть желаемого результата. Поэтому приоритетной для каждой школы становится задача приобретения учащимися способности:
- быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,
- осмысленно действовать в ситуации выбора,
- грамотно ставить перед собой цели и достигать их.
Задача у всех школ одна, а вот пути решения у каждой школы свои. Мы благодарны президенту нашей Республики Р.Н.Минниханову, меру города Казани И.Р.Метшину за идею создания на базе нашей школы Центра аэрокосмического образования. Идея аэрокосмического образования переросла в концепцию глобального образования. Сегодня мы – не просто школа, мы - Образовательный центр «Галактика», включающий в себя:
- МБОУ «Лицей №35»;
- Центр Аэрокосмического образования;
- Школу для детей, находящихся на лечении в Детской республиканской клинической больнице;
- Детский сад «Галактика».
Реализация концепции глобального образования способствует постоянному развитию и совершенствованию различных сторон образовательной деятельности школы, в которой:
- ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;
- учитель развивает свои профессиональные и личные качества;
- руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя;
- коллектив работает в творческом поисковом режиме;
- сложились отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, атмосфера успеха.
Достижение целей глобального образования невозможно без внесения изменений в систему управления школой. Необходимо, чтобы такие функции управления, как анализ, планирование, организация, контроль были взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяли друг друга, образуя единый управленческий цикл. Условиями, способствующими эффективному управлению школой, являются:
- наличие концепции и программы развития школы;
- функционирование школы в режиме развития;
- наличие сплоченного по общности цели коллектива учителей;
- организация системы самоуправления;
- система эффективной научно-методической деятельности;
- наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;
- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников образовательного процесса.
Подробнее хотелось бы остановиться на технологиях, позволяющих нам решать различные задачи внутришкольного управления инновациями. Наиболее длительную и успешную апробацию в нашей школе прошли такие технологии, как технология введения нового в процессе разрешения актуальных проблем школы (технология РАП), технология управления инновационным проектом (технология УИП), технология коллективного планирования (технология «Стрела»).
Технология РАП включает пять основных стадий. Название каждой стадии отражает её цель и место в системе управленческих действий:
1) подготовка инновации;
2) введение нового;
3) организация деятельности педагогов по освоению и применению нового;
4) предварительные итоги инновационной деятельности;
5) распространение и совершенствование нового опыта.
Управленческой задачей при этом является обеспечение направленности инновационной деятельности на разрешение конкретных проблем, существующих в школе.
Алгоритм УИП, апробированный нами в условиях школы, включает три основных стадии: подготовку инновации; апробацию инновационных идей; закрепление инновации в образовательной системе школы. В нём отражён процесс выработки управленческих решений, принимаемых как завершающие шаги каждой из стадий.
Технология коллективного планирования (технология «Стрела»).
Управленческой задачей при этом является организация коллективного планирования работы, разработки инновационного проекта в группе; реализация в процессе планирования потребностей и возможностей участников предстоящей инновационной деятельности.
В результате коллективного планирования формируется набор элементарных заданий, выполнение которых гарантирует достижение результата, «увиденного» в начале разработки проекта, а также создаётся группа единомышленников, каждый из которых ясно представляет общую работу и свою роль в ней.
Использование технологий внутришкольного управления позволяет как педагогам, так и обучающимся школы успешно реализовывать свои инновационные идеи.
Так, проект «Проектирование глобально-ориентированной образовательной среды» (авторы — Е.В.Глухарева, И.А.Кузьмина) был отмечен дипломом II степени IV городского конкурса инновационных программ, проектов и методических разработок в номинации «Управление школой», проект «Лаборатория космической медицины и биологии» (авторы — И.А.Кузьмина, К.И.Сапарова) — дипломом II степени в номинации «Средняя школа».
Проект выпускницы 11 класса К.Беспаловой «Теплицы переменной гравитации» занял второе место в III республиканском конкурсе проектов «Инновационный полигон «Татарстан - территория будущего, III место в Республиканском конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для РТ» в номинации «Перспектива». Обучающиеся школы стали победителями XII Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке», проводимого Государственной Думой Российской Федерации и Национальной системой развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»; Международного конкурса научно-технических и художественных проектов «Звездная эстафета», проводимого ЦПК ФГБУ «Научно-исследовательский центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина» в номинациях «Научно-технический проект» и «Проект в области медицины».
Педагогическим коллективом школы под руководством МО и Н РТ и Управления образования города Казани разработана Концепция аэрокосмического образования школьников. Состоятельность концепции была подтверждена победой Школы в конкурсном отборе муниципальных образований по созданию базовой площадки научно-технического творчества в рамках проектов «Школа после уроков – 2013, 2014»; победой в конкурсном отборе по созданию Пилотной площадки авиационной профориентации учащихся РТ «Страна Авиация - 2014».
В рамках реализации данного проекта Центр аэрокосмического образования стал пилотной площадкой, объединившей детские организации в девяти населенных пунктах Республики Татарстан, которым педагоги Центра оказывают методическую помощь и поддержку. В рамках данного проекта воспитанники Центра аэрокосмического образования прошли обучение на самолётах Як-52 и планерах Бланик Л-13; совершили первый самостоятельный прыжок с парашютом; имеют лётные часы практической подготовки на самолётах и планерах; получили возможность по итогам обучения поступить в Центральный аэроклуб РТ ДОСААФ .
Школе присвоен статус разработчика программ по «JuniorSkills - ЮниорПрофи» в рамках WorldSkills Hi-Tech в направлении «Аэрокосмическая инженерия», а педагог Григорьев И.П. был удостоен статуса ведущего эксперта в данной компетенции.
Школа приняла участие во Всероссийском проекте «Школа – лаборатория инноваций», где был представлен проект «Проектирование глобально-ориентированной образовательной среды в условиях Центра аэрокосмического образования». По результатам общественно-профессиональной оценки деятельности школы, независимой экспертизы инновационных разработок школе присвоен статус «Школа-лаборатория инноваций».
Наша школа была создана в 2012 году. Многие проекты находятся на стадии реализации. Однако уже сегодня можно сказать об актуальности, значимости и высоких результатах реализуемых проектов.
Что же является ключом к победе? Идея! Именно она поражает мозг назойливым желанием к осуществлению некоего действия. И именно с нее все и начинается. Хочется пожелать всем нам – новых, интересных, конструктивных идей!