Современные технологии управления как ресурс развития человеческого потенциала организации

Афонская Валентина Александровна, директор МАОУ «Лицей №121 им. С.А.Ахтямова»,
Заслуженный учитель РТ


Р. Киплинг писал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Качественное образование — это, прежде всего, — эффективное управление. По мнению великого немецкого философа И. Канта, лишь два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать. Оба этих искусства должны быть гармонично соединены в работе школы. В условиях модернизации образования каждый директор сегодня, чтобы «не отстать от жизни», должен не только иметь представления о современных концепциях управления организацией, но и уметь применять их на практике. Это особенно актуально, учитывая современные вызовы, стоящие перед системой образования.

В 2010 году на базе МАОУ «Лицей №121» Советского района г. Казани был создан первый в городе и Республике Центр образования. Школа, позволяющая осуществлять преемственность уровней образования, создать единую образовательную среду для основного и дополнительного образования, является инновационной моделью образовательного учреждения. Центр образования размещается в 2 зданиях, территориально удаленных друг от друга. Мы согласны с мнением Е.А.Ямбурга, что в этом случае наиболее эффективна так называемая дивизионная структура управления, более характерная для территориальных образовательных систем, нежели для школ. Дивизионная структура управления предполагает большую степень автономности каждого структурного подразделения как в решении тактических вопросов, так и в стратегии развития, если это не противоречит стратегии школы в целом.

В палитре управленческих технологий особое место занимает проектирование. Эффективным инструментом управления проектами является проектный офис. В настоящее время еще нет полностью сформировавшегося определения того, что такое проектный офис. Даже самые известные эксперты дают не точное определение, а декларируют функции и признаки проектного офиса, отличающего его от других управленческих структур.

Так, эксперты из GartnerGroup выделяют такие варианты проектного офиса:

- репозитарный (RepositoryModel) - проектный офис как источник стандартных методов управления, стандартного инструментария и базы знаний по управлению проектами;

- обучающий (CoachModel) - проектный офис как обеспечивающий возможность функционирования формального проектного менеджмента через обучение и координацию;

- управляющий (ManagerModel) - проектный офис как централизация управления проектами.

Консалтинговая компания eQuest сформулировала встречающиеся в мировой практике разновидности проектных офисов в зависимости от их функций и организационной позиции:

• проектный офис (PO) – управление одним большим проектом и его подпроектами;

• программный офис (PO) – управление программой, объединяющей группу проектов;

• офис проектного управления (PMO) – подразделение компании, отвечающее за методологию управления проектами и управляющее группой проектов;

• корпоративный офис проектного управления (EPMO) - управление проектами и их методологией во всей компании в соответствии с ведением проектов в зависимости от стратегии компании.

Если говорить о российской практике управления надо отметить то, что в ней существуют два понятия - проектный офис и офис проекта.

Иногда их используют как синонимы, но в настоящее время устоялась практика проектным офисом называть центр управления проектами компании, а офисом проекта – центр управления одним проектом, обеспеченный необходимыми ресурсами и возглавляемый менеджером проекта.

Проектный офис в этом понимании является постоянно действующий единицей (при этом лишь часть сотрудников может работать на постоянной основе), а офис проекта – временной структурой.

Исходя из предложенной классификации, для реализации функций по инициированию, разработке, планированию, координации и контролю за реализацией приоритетных проектов в лицее разработана модель офиса проекта.

Среди основных задач офиса:

• Интеграция кадровых ресурсов;

• Интеграция детского коллектива;

• Постановка конкретных и измеримых целей (SMART);

• Достижение баланса свободной инициативы и ответственности;

• Построение гибкой системы управления, способной действовать в условиях повышенной неопределенности во внешней среде.


Для организации деятельности офиса проекта осуществляется тщательный подбор и интеграция специалистов под решения конкретных задач, с четким распределением ролей. Важное значение уделяется программному обеспечению деятельности офиса (разработка локальных актов, инструкций, создание маршрутных карт и др.). Существенным моментом является разветвленная коммуникация сотрудников офиса с другими структурными подразделениями лицея, методической службой, вузами и другими партнерами лицея. Учитывая, что к работе офиса проекта привлекаются педагоги с разным уровнем профессионального мастерства, институт наставничества имеет неоспоримый приоритет. За временными органами управления проектной деятельностью закрепляются функции разработки схем мотивации и системы отчетности.

Одним из офисных проектов, к реализации которого приступил коллектив лицея№121, является мегапроект «Создание метапредметной образовательной среды лицея».

Сегодня лицей находится в ситуации поиска педагогических средств образования человека, функционирующего в условиях новой индустриальной эпохи. Это именно те технологии, методы и приемы, которые позволяют выйти за рамки традиционного учебного занятия, включают детей в поиск способов решения задачи, разрешения проблемной ситуации, определения смысла предмета деятельности, выявления обобщенного действия, рефлексия. Прежде всего это метапредметы, метапредметные программы, метакурсы (элективные, по выбору и т.д.), метапредметные задания, проблемные ситуации, надпредметные проекты, метапредметные уроки и семинары.

Освоение метаспособов деятельности происходит при использовании в учебном процессе инновационных технологий обучения, среди которых технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ТРИЗ, «Дебаты»,«Портфолио», эвристического обучения, проектные и исследовательские технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), технология тьюторства.

Учитывая разный уровень профессиональной подготовки учителя, в работе проектного офиса особое внимание уделяется научно-методической работе. В связи с этим новым ориентиром становится проектирование деятельности самих педагогов поовладению новыми знаниями путем самообразования, самоорганизации и саморазвития педагогического творчества.

Для создания открытой образовательной среды ключевыми становятся новые веб-инструменты. Метасреда –это открытая образовательная среда. Идея состоит в том, что новые веб-инструменты не только просты и доступны для любого учителя, но именно они помогают учителю пересмотреть подходы к преподаванию своего предмета, и тогда надстройка метапредметности становится совершенно естественным результатом использования этих самых инструментов в практике учителя. Для этого предполагается шире использовать возможности облачных технологии, социальных сетей, виртуальных методических кабинетов, блогов и сайтов учителей.

Ноу-хау для нас должна стать ЭПИСТЕМОТЕКА–особый ресурс, позволяющий работать со знаниями в насыщенной информационной среде. Это не собрание книг, а собрание живых идей, вопросов, проблем передовой науки. Основу эпистемотеки составляют предметные модули. Каждый модуль представляет собой набор тем для исследовательских работ учащихся (участников НОУ). Для их реализации в работу проектного офиса могут быть привлечены преподаватели ВУЗов.

Важной функцией учителей – наставников, тьюторов проектного офиса является организация деятельности педагогов по освоение новых форм учебного процесса. Палитра их разнообразна - образовательные экспедиции, турниры способностей (метапредметные олимпиады), организационно – деятельностные игры, проекты и сетевые проекты, мастерские, тренинги, рефлексивные сессии, веб-квесты, уроки-кейсы, дни погружения в тему, школьные бизнес-компании и другие.

Безусловно, важной составляющей метапредметной среды лицея является воспитательная система и дополнительное образование, хорошо развитое в лицее. Детские общественные организации, комплекс музеев, творческие и другие объединения школьников – все это способствует социализации учащихся лицея.

Неотъемлемой частью лицея являются социальные партнеры, Наблюдательный и Попечительские советы, Совет отцов. Все они являются не только потенциальными участниками, но и организаторами проектной деятельности лицея.

Реализация процессов интеграции, личностно-ориентированной и компетентностной парадигм, способствует построению метаметодической модели лицея, которая:

1. Дает возможность обеспечить создание целостной развивающей среды, посредством которой формируется целостное восприятие окружающего мира;

2.Способствует формированию ценностных ориентаций учащихся в соответствии с культурными ценностями;

3.Способствует развитию личности учащегося, который выступает как субъект образовательного процесса.


Список литературы

1.Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования//Вопросы философии. 2002. №2.http://www.situation.ru/app/j_art_982.htm

2.Громыко Н.В.Что такое эпистемотека [Текст] // Интернет-проект «Ситуация в России»

http://www.situation.ru/app/j_jn_46.htm

3.Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119.

4.Прибылых С. Р.Из опыта внедрения метапредметной технологии обучения

в образовательном пространстве школы[Текст] //Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» (http://publ.naukovedenie.ru, Выпуск 3, май – июнь 2014

идентификационный номер статьи в журнале 32PVN314)

5.Ямбург Е.А., Основополагающие документы школы. Стратегия и тактика развития современной школы. Книга 1

Центр \"Педагогический поиск\", 2010 г., 208 стр.

6. Как разработать метапредметы? / Из опыта реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Достижение метапредметных результатов обучающихся основной школы» (ИОЦ, 2013 г.) / методический сборник под ред. К.В. Сапегина. – Рыбинск: МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2013. – 78 с.

7.http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций