Формирование политехнических компетенций лицеистов через внеурочную деятельность

Идиятов Данил Гапфиятуллович, директор,
Большакова Елена Владимировна, заместитель директора,
Валиуллина Наталия Владимировна, заместитель директора
МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани


В условиях перехода России к структурной перестройке экономики, освоению новых форм хозяйствования, управления, организации и стимулирования труда, преобразования производственных отношений эффективность трудовой деятельности людей, их готовность к повышению квалификации, изменению содержания и форм труда начинает все более зависеть от уровня общеобразовательной и, особенно, политехнической подготовки. Ценность уроков, направленных на развитие политехнической компетентности обучающихся, обусловлена тем, что на них могут активно формироваться практические умения и навыки, необходимые для обращения с техническими объектами, для выполнения наиболее распространенных технологических операций. Кроме того, обучение обладает высоким профориентационным потенциалом, который раскрывается при изучении обучающимися инструментов, приборов, ознакомлении их с различными видами трудовой деятельности, массовыми профессиями.

Чем лучше организовано в школе политехническое образование, тем короче путь к приобретению профессии. Оно дает возможность учащимся овладеть знаниями основ материального производства, комплексом научных законов, по которым действуют техника и технологические процессы, ориентироваться в основных отраслях современной индустрии и их взаимосвязях.

Цель деятельности лицея − создание необходимых условий для допрофессиональной подготовки лицеистов, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей.


Для реализации в лицее политехнического образования возникает не просто объективная потребность в помощи старшеклассникам в профессиональном выборе, но и необходимая система мотивации к выбору профессий технической направленности.

Лицей реализует принцип политехнизма по нескольким направлениям. Одно из них – раннее профессиональное ориентирование учащихся 7-9 классов. Оно осуществляется за счёт введения элективных курсов технической направленности, работы кружка технического творчества.

Второе направление – допрофессиональная подготовка обучающихся 10-11 классов. Оно реализуется за счёт введения элективных курсов, таких как «Инженерная графика», «Основы трехмерного моделирования и проектирования».

Кроме того, организация участия обучающихся лицея в творческих конкурсах, олимпиадах.

Подготовка востребованных специалистов технического профиля позволит успешно самореализоваться выпускникам, безошибочно выстроив свою будущую профессиональную карьеру, а также снизить дефицит профессий технической направленности на рынке труда.

Основными звеньями развития политехнических компетенций являются общеобразовательные школьные предметы, профессиональное обучение, внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления. Однако, несмотря на жизненно важное значение политехнического образования, проблема до настоящего времени окончательно не решена, отсутствует ее целостная, общепризнанная концепция.

Политехническое образование в школе осуществляется в специально созданных условиях, обеспечивающих обязательное изучение фундаментальных наук; ознакомление учащихся в процессе изучения естественно-научных предметов с научными основами современного производства; формирование и развитие умения ориентироваться в системе производственных отношений и воспитание готовности к труду посредством предметов гуманитарного цикла; ознакомление с научными основами производства и производственными отношениями на кружковых занятиях как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; практическое развитие навыков и умений учащихся общаться с простейшими орудиями производства.

Целью инновационной деятельности педагогического коллектива МБОУ «Лицей №145» стало формирование политехнических компетенций лицеистов через внеурочную деятельность. Для достижения поставленной цели определены задачи:

1) внедрить механизм сетевого взаимодействия для формирования технической компетентности учащихся;

2) вовлечь 100% учащихся в научно-творческие, проектно-исследовательские лаборатории;

3) повысить уровень конструкторско-технологической деятельности учащихся, мотивирующей учеников к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства.

Для практической оценки реализации программы необходимо определение следующих критериев:

- критерий результативности (экспертная оценка, ее объективные данные о работе);

- критерий роста достижений (анализ эффективности);

- критерий экономического и материального развития школы (объективные показатели ресурсов и трудозатрат).

Основными потребителями результатов программы являются:

- организации, заинтересованные в привлечении инновационно мыслящих профессионалов;

- предприятия – участники сетевого взаимодействия.

Сегодня имеются противоречия

- между необходимостью заложить в общеобразовательной организации основы политехнического образования с учетом потребностей республики и недостаточным уровнем готовности системы образования к его осуществлению;

- между приоритетом изучения предметов политехнического цикла и необходимостью изучения предметов гуманитарного цикла;

- между неопределенностью профессиональных планов выпускников и потребностями рынка труда, что приводит к дисбалансу имеющихся специалистов и дефициту необходимых рабочих и инженерных ресурсов.

Идея инновационного педагогического опыта нашего лицея состоит во внедрении политехнического образования в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Республики Татарстан и Российской Федерации.

Концепция изменений представляет собой

- разработку механизма сетевого взаимодействия для формирования технической компетентности учащихся;

- создание научно-творческих, проектно-исследовательских лабораторий для учащихся 9 - 11 классов;

- расширение современных представлений учащихся о содержании, формах и методах осуществления научно-технического прогресса;

- повышение доли учащихся, вовлечённых в конструкторско-технологическую деятельность, способствующую стимулированию уровня их готовности к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства;

- создание модели взаимодействия «общее и дополнительное образование — профессиональное образование – производство», которая включает в себя учебно-производственный блок, блок учебно-методического обеспечения и блок руководства.

По мнению педагогического коллектива МБОУ «Лицей №145», условия реализации изменений включают в себя:

- внедрение в образовательную деятельность механизма сетевого взаимодействия разных уровней образования;

- организацию работы научно-творческих, проектно-исследовательских лабораторий;

- разработку и утверждение дополнительных общеразвивающих программ технической и естественно-научной направленности, программ элективных курсов для учащихся, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей;

- организацию эффективной работы психолого-педагогической службы школы.

Коллектив лицея предвидит следующий результат изменений внедрения инновационного педагогического опыта в жизнь:

- имеющийся договор о совместной работе с КНИТУ-КАИ, производственным предприятием Казанское Моторостроительное Производственное Объединение, ОАО;

- план профессиональной ориентации обучающихся на получение инженерно-технических специальностей «Мой выбор» для учащихся 9,10 классов;

- реализация программ элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки;

- реализация дополнительных общеразвивающих программ технической направленности. Это

- «3D-моделирование» для учащихся 7-11 классов,

- «Техническое конструирование и моделирование» для учащихся 10-11 классов,

- «Газотурбинная техника» для учащихся 7-11 классов,

-«Робототехника» для учащихся 7-11 классов.

Создание банка методических материалов (презентации, видеоматериалы, методические разработки классных часов, уроков, памятки для родителей и учащихся, диагностические материалы для определения профессиональных интересов учащихся) способствует правильному профессиональному самоопределению учащихся.

В лицее разработана организация тьюторского сопровождения учащихся. Прослеживается положительная динамика охвата старшеклассников дополнительными общеразвивающими программами технической направленности. Высока результативность участия обучающихся в различных конкурсах.

Управленческой командой лицея созданы условия для развития творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей учащихся в рамках лабораторных занятиях на базе ОАО КМПО.

Таким образом, внедряя политехническое образование в новых организационных и нормативно-правовых условиях, коллектив МБОУ «Лицей №145» осуществляет приоритетные направления развития образовательной системы Республики Татарстан и Российской Федерации.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций