Развитие кадрового потенциала в школе на основе реализации методического сервиса

Шакирова Талия Расыховна, директор МБОУ «Школа №71»
Ново-Савиновского района г. Казани


Та нация, которая раньше других сумеет
создать наиболее совершенную систему
«Учитель», станет лидером ХХI века
Н.Н. Моисеев

Ведущие мировые исследователи и практики школьного управления утверждают, что в первой трети XXI века перед всеми национальными образовательными системами, в том числе российской, будут стоять примерно одинаковые задачи, главной из которых должно стать повышение качества преподавания. Реформы в системах образования приводят к результату только тогда, когда вложения направляются, прежде всего, на повышение уровня компетентности учителя и качество его работы, т.к. «качество образования зависит непосредственно от качества преподавания» (М. Бабер, М. Муршед1).

Экспертами в области образования отмечается, что профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность не соответствуют требованиям модернизации базового звена системы российского образования – общеобразовательной школы при переходе на новые образовательные стандарты.

Выделяется несколько причин этого:

· низкий социальный престиж учительской профессии, обусловленный, в основном, социально-экономическими обстоятельствами;

· неопределённость профессионального статуса педагога, что обусловлено слабой нормативно-правовой базой современной школы;

· знаниецентрированная ориентированность личных профессиональных предпочтений педагога, что приводит к доминированию репродуктивных методов обучения;

· профессиональная ментальность современного учителя негативно влияет на становление профессионального самосознания молодого педагога;

· феминизация и старение педагогических кадров определяют недостаточное влияние личности современного учителя на формирование ценностных ориентаций, жизненных смыслов и идеалов нынешних школьников.

Главная задача администрации школы на современном этапе - повышение квалификации персонально каждого педагога в свете решения новых профессиональных задач, которая реализуется через работу методической службы школы.

С 2011 года методическая работа в школе в системе управления внедрения и реализации ФГОС определялась как деятельность между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности:

Деятельность методической службы была направлена на методическое обеспечение освоения в деятельностной форме :

· проектирования и организации образовательных событий для совместного выполнения их педагогом и обучающимся;

· методик выявления обучающимися проблем, исследования возможностей и поиска способов их разрешения и нестандартных выходов из ситуаций;

· мотивации обучающихся к выдвижению идей и гипотез, прогнозирования сценариев развития событий;

· процедур включения детей в процесс открытия и формирования новых знаний;

· практики формирования метапредметных образовательных результатов и т.п.

Возможности педагога не беспредельны, учителя еще не успели разобраться с ФГОСами, определяющими новое содержание общего образования, его целями и приоритетами, а тут появляется новый документ, предъявляющий повышенные требования уже к учителю. Профессиональный стандарт педагога определил штрихи к «портрету» педагога-профессионала и вместе с тем требования к оценке его деятельности.

Внедрение стандартов в школе - это взаимосвязанный и взаимозависимый процесс:

Переход на образовательные стандарты второго поколения, подготовка к внедрению профессионального стандарта педагога четко обозначили, что уже недостаточно одного выявления актуального запроса на методическую помощь педагогу как на восполнение профессионального дефицита. Стало очевидно, что сегодня необходимо учитывать интересы педагога и всего образовательного учреждения как коллективных субъектов, реализующих свою образовательную миссию. Мы пересмотрели направления деятельности школы, в первую очередь, работу методической службы. Два года назад выбрали сервисный подход к организации методической работы. По мнению Г.А. Аванесовой2, за понятием «сервис» сохраняется представление как о целенаправленных, технологично выверенных процессах обслуживания, базирующихся на профессиональной подготовке персонала, предпринимательском расчете менеджмента и высокой степени эффективности. В основе реализации методического сервиса лежит создание системы методических услуг и организация процесса обслуживания образовательных запросов педагога. В.П. Симонов отмечает, что в образовании «услуга – это способ интеллектуального сервисного обслуживания второго субъекта деятельностной системы»3.

Ставка на развитие методического сервиса в школе не случайна. Именно этот подход способствует становлению субъектной активности педагога, появлению у него новых целевых установок на изменение и развитие образовательной практики, а значит, выступает условием профессионализации кадров.


Методический сервис -

это комплекс адресных, дифференцированных методических услуг, предоставляемых по запросу субъекта системы образования или по инициативе учреждения дополнительного профессионального образования, технологично выверенных, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов муниципальной системы образования, обеспеченных высоким уровнем используемых ресурсов, направленных на удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей педагогов с целью достижения новых образовательных результатов.

В методическом сервисе отмечается:

· направленность деятельности не только на удовлетворение актуальных образовательных потребностей педагогических кадров, но и деятельность «на опережение», прогнозирование и создание условий для выявления потенциальных образовательных потребностей, появление которых определяется новыми требованиями к образовательному процессу;

· не только адресность, индивидуальность и дифференцированность средств и способов её реализации, но обеспечение права выбора методической услуги, а значит, возможность реализации индивидуального образовательного маршрута педагога как средства достижения нового качества его профессиональной деятельности;

· построение процесса обслуживания на технологичной основе и при наличии необходимых ресурсов как условие качества методической услуги и достижение гарантированного результата;

· эффективное и непрерывное взаимодействие субъектов системы образования в процессе методического обслуживания.

Введение сервисного подхода в практику методической деятельности позволяет говорить о создании условий для формирования и развития таких качеств педагогов и руководителей, как:

· способность ставить перед собой образовательные цели, осознавать возможные пути их достижения;

· критическое осмысление собственного профессионального опыта и своих образовательных потребностей;

· умение обеспечить эффективное взаимодействие в процессе разрешения профессиональных проблем, восполнения компетентностных дефицитов;

· гибкость и мобильность при введении новшеств в образовательную практику;

· способность осуществлять осознанный выбор содержания, форм и методов организации образовательной практики и нести ответственность за свой выбор.

Меняются стратегии: от инструкционизма к конструированию и проектированию, от навязывания форм и методов обучения педагога к созданию условий для осмысленного выбора образовательного маршрута и самоуправления процессом своей профессионализации.

Главная цель индивидуально-ориентированного подхода состоит в содействии становлению и сохранению неповторимой индивидуальности личности педагога, поддержки его перспективных инициатив, восполнения его профессиональных дефицитов средствами, которые адекватны его квалификации и личностным качествам.

В современных исследованиях, посвященных методической работе, выделяют семь основных сервисов: предметно-методический, информационно-методический, мониторинговый, маркетинговый, консалтинговый, экспертный, PR-сервис. При определении направления деятельности методической службы в школе мы выбрали матричную структуру методической службы, разработанную Р.М.Гайнутдиновым4и Е.Н.Шутовой.

Методическая служба нашей школы имеет матричную структуру (табл. 2).

Предметно-методический сервис (основной)

Цель - внедрение эффективных технологий обучения и воспитания; разработка программ по индивидуальным траекториям повышения мастерства учителей; внедрение в учебные программы ФГОС; сопровождение молодых специалистов.

Сервисные средства:

· педагогические советы;

· практико-ориентированные семинары;

· мастер-классы;

· вебинары;

· малые педагогические советы по параллелям, классам;

· портфолио учителя;

· наставничество;

· проектная деятельность;

· сетевое взаимодействие со школами, вузами.

Маркетинговый сервис

Цель - исследование запросов родителей обучающихся на образовательные услуги, предоставляемые школой; прогнозирование изменений образовательного процесса, адекватное изменениям окружающей среды

Сервисные средства:

· анкетирование обучающихся, родителей, социальных партнеров;

· исследования организационной культуры школы;

· изучение рынка труда;

· внешняя оценка деятельности.

Консалтинговый сервис

Цель - повышение профессионализма педагогов; индивидуально-методическая поддержка в режиме консультирования и коррекции.

Сервисные средства:

· консультирование учителей в решении профессиональных проблем;

· оказание методической помощи учителям;

· экспертиза образовательных программ, методических разработок, творческих разработок

Библиотечно-методический сервис

Цель - повышение востребованности библиотечного фонда, медиаматериалов, методматериалов, электронной библиотеки для повышения профессионального мастерства учителя.

Сервисные средства:

· действующий методический совет;

· наличие УМК по предметам;

· медиабиблиотека;

· электронная библиотека.

Мониторинговый сервис

Цель - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса

Сервисные средства:

· мониторинг исследований через анкетирование;

· опрос участников образовательного процесса;

· проведение срезовых работ по графику;

· результаты ГИА и ЕГЭ.

Оценка удовлетворенности реализации методической службой сервисной функции осуществляется с помощью:

· внешней экспертизы;

· мониторинга системы удовлетворенности;

· мониторинга социализации личности обучающихся в учебной среде, среде сверстников;

· мониторинга потребностей педагогов школы.

Методическая работа в школе выстраивается таким образом, что каждый учитель мог видеть проблемы своей школы, обеспечивать не только необходимый сегодня результат, но и мог стремиться к позитивной динамике его в будущем. Среди таких форм – долговременный модульный деятельностный педагогический совет (теоретический педсовет «Качество образования – ключевые слова современной школы, практический педсовет «Современный урок в свете требований ФГОС»), практико-ориентированные семинары в сетевом сообществе со школами №№ 25 и 43 «Управление повышением уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей в условиях введения ФГОС», «Использование метапредметной интеграции при проведении урока»; методические недели «Метапредметный урок: методика подготовки и проведения», «Групповые формы работы: традиции и перспективы», «Моделирование воспитательной системы класса в соответствии с ФГОС» с сообщением по теме, посещением открытых уроков, мероприятий и их обсуждением; ежегодный фестиваль педагогических идей, творческие содружества педагогов за рамками предметных методических объединений и др.

Матричная структура методической службы школы позволяет нам выделить предметно-методический "стержень сервиса", определяющий работу предметных методических объединений учителей и обеспечивающий реализацию основной образовательной программы школы на стабильно высоком уровне. Именно поддержка активности этого сервиса позволяет обеспечить качественную подготовку педагогов в режиме изменения содержания и технологий преподавания предметов при внедрении ФГОС и профессионального стандарта педагога.

Сквозная поддержка педагогов через маркетинговый, мониторинговый сервисы, в свою очередь, объединяет сотрудников единой технологической цепочкой, а также обеспечивает развитие основного процесса школы с опорой на маркетинговые исследования и данные мониторинга.

Консалтинговый и библиотечно-методический сервисы позволяют получить индивидуальную поддержку и помощь в режиме сопровождения и наставничества, воспользоваться образовательными ресурсами школы как системой управляемых знаний. Система управляемых знаний педагогов становится основой формирования системы управляемых знаний обучающихся.

При этом сервис обеспечивается путем предоставления педагогу свободы в выборе средств, форм и методов обучения, обеспечения субъектной позиции в системе непрерывного педагогического образования на протяжении всей профессиональной карьеры. Причем выбор определяется самим субъектом взаимодействия. И это может быть и специалист учреждения дополнительного педагогического образования, и партнёр по методической сети, и наставник своего образовательного учреждения, и модератор сетевого сообщества. Только сам педагог может определить, кто может решить его профессиональную проблему, какая помощь ближе.


Маршрут педагога в системе методического сервиса определен следующим образом:

Проектируя своё будущее, мы определили следующие возможные варианты повышения квалификации:

· введение блочно-модульных программ повышения квалификации, что будет стимулировать выстраивание педагогом своего индивидуального образовательного маршрута, а значит персонифицировать обучение под запрос;

· активизация деятельности сетевых профессиональных сообществ на основе информационно-коммуникационных технологий;

· развитие дистанционных форм обучения педагогов;

· включение проектных технологий в широкомасштабные процессы освоения новых педагогических практик;

· формирование круга социальных партнёров в реализации многообразных методических услуг, способствующих расширению возможностей удовлетворения образовательных запросов педагогов и другие.

Список литературы

1.М. Барбер, М. Муршед Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира. Статья.Образовательная политика .Год: 2008

2.Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. Год: 2006.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент:Ноу-хау в образовании: Учебное пособие.- М.,2007.-357с.

4.Гайнутдинов. Р.М., Е.Н.Шутова. Место методической службы в условиях введения ФГОС.Журнал. Справочник заместителя директора школы, №7, 2013 г. 7 стр. Место методической службы в условиях введения ФГОС. Матричная структура методической службы школы. Основные сервисы методической службы школы. Формы работы с педагогами в рамках сервисных служб. Положение о творческой группе учителей школы.

5.Шувалова С.О.Методический сервис для педагога./ С.О.Шувалова// Народное образование.-2009.-№2-С.122-126

6. Источник:http://www.menobr.ru/article/45172-organizatsiya-metodicheskoy-raboty-v-sckole-orientirovannoy-na-vnedrenie-fgos



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций