Авксентьева Гузель Наилевна, учитель физики МАОУ «СОШ №141
с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
Интерес к образованию сегодня выходит за рамки социальной сферы и переходит в сферу государственных интересов. Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия потребностям XXI века, социальным и экономическим задачам развития страны, запросам личности, общества, государства. На это направлен совместный проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».
В своей статье я рассматриваю возможность применения современных технологий обучения при проведении лабораторного практикума по механике. Механика в средней школе – один из разделов с большим научным, воспитательным и политехническим значением. Этому в большей мере способствует необыкновенное разнообразие механических явлений, их большое значение в жизни людей и доступность многих опытов. Именно поэтому лабораторный практикум по теме «Механика» был выбран мною для отработки ключевых навыков и компетенций.
Для того, чтобы наши ученики стали успешными, мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни. Прежде всего, детям необходимо овладеть навыками эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Следовательно, при выполнении лабораторной работы наиболее эффективна групповая (командная) работа с соблюдением следующих принципов:
· позитивная взаимозависимость: «Мы команда! Успех одного означает успех другого. Успех не может быть достигнут без участия каждого! Ученики себя чувствуют комфортно, нуждаются друг в друге»;
· индивидуальная ответственность: «Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим. Каждый чувствует, что его видят»;
· равное участие: «Равное время и/или равное количество очередей. Ученики имеют равный статус»;
· одновременное взаимодействие: «Ситуация показывает визуальное и аудиальное взаимодействие. Ученики чувствуют себя вовлеченными».
Учащиеся выполняют лабораторную работу группами по четыре человека. Табличка в центре стола позволяет удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. Такой инструмент управления классом носит название МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat).
Кроме того, нашим ученикам необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Поэтому, во время лабораторной работы я использую обучающую структуру ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation - Reaction Guide – «Руководство Предположения / Реакции»). По определению, это обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (лабораторный эксперимент). Учащимся предлагается выполнить задание до и после проведения эксперимента, а затем проанализировать, как изменились их убеждения и почему. Обязательным условием является обсуждение в команде.
Например, перед выполнением лабораторной работы по теме:
«Измерение силы трения скольжения и определение коэффициента трения скольжения» учащиеся получают бланки со следующими заданиями:
Руководство Предположения / Реакции
1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2. В столбце «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
4. Давайте проведем необходимые эксперименты. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основных этапах.
До | Утверждение | После |
| Сила трения зависит от качества обработки поверхности. | |
| Сила трения зависит от материала поверхности. | |
| Сила трения зависит от площади соприкасающихся поверхностей. | |
| Сила трения зависит от силы нормального давления (веса тела). | |
| Сила трения зависит от скорости движения одного тела по поверхности другого. | |
5. Теперь, по завершении проведения экспериментов, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему?
Применение данной обучающей структуры считаю особенно логичным при проведении именно лабораторной работы, так как в ней находят отклик основные принципы методов научного познания: наблюдение, выдвижение гипотезы (Руководство Предположения), эксперимент (упражнение-раздражитель), теория (реакция). Применение обучающей структуры ЭЙ АР ГАЙД (Руководство Предположения / Реакции) на этапе актуализации знаний позволяет установить цели проведения эксперимента, раскрыть предыдущие знания, выдвинуть гипотезы и проверить их, помогают ученикам при необходимости пересмотреть их мнение.
Кроме того, работая в команде, ученики получают возможность обсудить, где они столкнулись с информацией, которая изменила их мнение.
Далее, выполняя лабораторную работу «Измерение силы трения скольжения и определение коэффициента трения скольжения», учащиеся используют знания о факторах, влияющих на силу трения скольжения, полученные в ходе применения обучающей структуры ЭЙ АР ГАЙД (Руководство Предположения / Реакции).
В результате решается задача самостоятельного выполнения экспериментальных заданий. При возникновении затруднений учащиеся могут воспользоваться помощью товарищей по команде. Таким образом, работа в команде позволяет успешно реализовать цели урока.
Литература:
Материалы тренинга для учителей, проводимого в рамках реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ».