Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современный урок физики

Применение современных технологий обучения в экспериментально-практической деятельности на уроках физики

Авксентьева Гузель Наилевна, учитель физики МАОУ «СОШ №141
с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани

Интерес к образованию сегодня выходит за рамки социальной сферы и переходит в сферу государственных интересов. Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия потребностям XXI века, социальным и экономическим задачам развития страны, запросам личности, общества, государства. На это направлен совместный проект Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».

В своей статье я рассматриваю возможность применения современных технологий обучения при проведении лабораторного практикума по механике. Механика в средней школе – один из разделов с большим научным, воспитательным и политехническим значением. Этому в большей мере способствует необыкновенное разнообразие механических явлений, их большое значение в жизни людей и доступность многих опытов. Именно поэтому лабораторный практикум по теме «Механика» был выбран мною для отработки ключевых навыков и компетенций.

Для того, чтобы наши ученики стали успешными, мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни. Прежде всего, детям необходимо овладеть навыками эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Следовательно, при выполнении лабораторной работы наиболее эффективна групповая (командная) работа с соблюдением следующих принципов:

· позитивная взаимозависимость: «Мы команда! Успех одного означает успех другого. Успех не может быть достигнут без участия каждого! Ученики себя чувствуют комфортно, нуждаются друг в друге»;

· индивидуальная ответственность: «Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим. Каждый чувствует, что его видят»;

· равное участие: «Равное время и/или равное количество очередей. Ученики имеют равный статус»;

· одновременное взаимодействие: «Ситуация показывает визуальное и аудиальное взаимодействие. Ученики чувствуют себя вовлеченными».

Учащиеся выполняют лабораторную работу группами по четыре человека. Табличка в центре стола позволяет удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. Такой инструмент управления классом носит название МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat).

Кроме того, нашим ученикам необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Поэтому, во время лабораторной работы я использую обучающую структуру ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation - Reaction Guide – «Руководство Предположения / Реакции»). По определению, это обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (лабораторный эксперимент). Учащимся предлагается выполнить задание до и после проведения эксперимента, а затем проанализировать, как изменились их убеждения и почему. Обязательным условием является обсуждение в команде.

Например, перед выполнением лабораторной работы по теме:

«Измерение силы трения скольжения и определение коэффициента трения скольжения» учащиеся получают бланки со следующими заданиями:

Руководство Предположения / Реакции

1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2. В столбце «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.

3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4. Давайте проведем необходимые эксперименты. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основных этапах.

До

Утверждение

После


Сила трения зависит от качества обработки поверхности.



Сила трения зависит от материала поверхности.



Сила трения зависит от площади соприкасающихся поверхностей.



Сила трения зависит от силы нормального давления (веса тела).



Сила трения зависит от скорости движения одного тела по поверхности другого.



5. Теперь, по завершении проведения экспериментов, еще раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.

7. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему?

Применение данной обучающей структуры считаю особенно логичным при проведении именно лабораторной работы, так как в ней находят отклик основные принципы методов научного познания: наблюдение, выдвижение гипотезы (Руководство Предположения), эксперимент (упражнение-раздражитель), теория (реакция). Применение обучающей структуры ЭЙ АР ГАЙД (Руководство Предположения / Реакции) на этапе актуализации знаний позволяет установить цели проведения эксперимента, раскрыть предыдущие знания, выдвинуть гипотезы и проверить их, помогают ученикам при необходимости пересмотреть их мнение.

Кроме того, работая в команде, ученики получают возможность обсудить, где они столкнулись с информацией, которая изменила их мнение.

Далее, выполняя лабораторную работу «Измерение силы трения скольжения и определение коэффициента трения скольжения», учащиеся используют знания о факторах, влияющих на силу трения скольжения, полученные в ходе применения обучающей структуры ЭЙ АР ГАЙД (Руководство Предположения / Реакции).

В результате решается задача самостоятельного выполнения экспериментальных заданий. При возникновении затруднений учащиеся могут воспользоваться помощью товарищей по команде. Таким образом, работа в команде позволяет успешно реализовать цели урока.



Литература:

Материалы тренинга для учителей, проводимого в рамках реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ».



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687