Хайруллина Эсмеральда Васильевна, заместитель директора по учебной работе,
МБОУ «СОШ №9» с углубленным изучением английского языка
Ново-Савиновского района г. Казани
Одной из первостепенных задач, поставленных сегодня перед школой, является достижение нового современного качества образования, предполагающее в педагогическом плане ориентацию не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Среди необходимых условий решения этой задачи рассматривает личностную ориентированность, дифференциацию и индивидуализацию образования с учётом многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.
В соответствии с проблемой исследования была сформулирована цель.
Цель данного исследования - разработка структуры и содержания профильного обучения в школе. Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся в логике компетентностного подхода, адекватного выбора образовательных технологий, адаптированных технологий управления качеством профильного обучения с использованием возможностей школы №9 для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Объект исследования - профильное обучение в школе.
Предмет исследования - структура и содержание профильного обучения в школе.
Гипотеза исследования - приступая к исследованию, мы предположили, что
профильное обучение обеспечит учащимся эффективное самоопределение, необходимую социальную защиту на основе личностно-ориентированного учебного процесса:
- проанализировано состояние профильного обучения в школе и выявлены тенденции его развития и с их учётом разработана модель профильного обучения, раскрывающая соотношения теоретического и практического обучения, базовой, инвариантной и вариативной составляющих учебного плана;
- разработано содержание учебного материала, учитывающее специфику профильного обучения;
- выявлены связи школы и профессиональных учебных заведений различного уровня, способствующие повышению эффективности разработки учебного плана и его методического обеспечения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, были поставлены
следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние профильного обучения и с учётом выявленных тенденций разработать модель профильного обучения в школе.
2. Определить содержание обучения в профильных классах школы.
3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия организации процесса профилизации с учётом взаимосвязи школы и профессиональных учебных учреждений различного уровня.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: сравнительно-сопоставительный, анализ учебно-методической и специальной литературы, классификация, моделирование, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок;
- педагогический эксперимент: опытно-экспериментальная работа по разработке учебного плана с учётом профилизации обучения.
На основе анализа современного состояния профильного обучения выявлены тенденции, определяющие его развитие, такие как:
· формирование общественного запроса на профилизацию школы,
· интегративность содержания профильного обучения,
· согласованность образовательного пространства школы.
Определено содержание обучения в профильных классах общеобразовательной школы, принципами отбора которого мы выбрали гуманизацию, экологизацию, междисциплинарную интеграцию, проблемность, системность, дифференциацию.
Основные направления деятельности:
- Инновации в содержании образования (разработка программ элективных курсов, способствующих успешному выбору образовательного профиля; апробация образовательных программ, оптимально влияющих на реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании, освоение индивидуальных учебных планов обучающимися):
- Инновационные технологии и методики (освоение технологий педагогической поддержки, методов проектов, технологии научных исследований, опытно-экспериментальной работы, коммуникативные технологии, дистанционное обучение, введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио»).
- Информатизация образовательного пространства школы, влияющего на формирование исследовательской культуры у участников образовательного процесса, (создание системы обмена информацией на внутреннем уровне - администрация, учителя, учащиеся, родители, на внутреннем уровне - педагогическое сообщество, управляющие структуры, Интернет), освоение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информатизация внеклассной работы, совершенствование открытого информационного пространства школы (преобразование школьной библиотеки в медиацентр, использование сайта школы), использование возможностей дистанционного обучения учащихся.
- Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров в области освоения и использования проектной, модульной, здоровьесберегающей и других современных технологий.
Таким образом, система профильного обучения в школе меняет структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, требует применения новых педагогических технологий. Образовательный процесс невозможен без тесного взаимодействия учащихся, педагогов, психологов, родителей.
СТРУКТУРА ПРОФИЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
I ступень Подготовительный этап (5-7 классы)
• учебная деятельность (система творческих заданий);
• кружковая деятельность;
• программа «Проект» (парная, групповая, классная, на параллели);
• внеучебная деятельность (олимпиады, математические бои, групповые туры, интеллектуальный марафон, познавательные мероприятия (Что? Где? Когда?), эвристическая деятельность;
• программа «Здоровье» - психологическая поддержка (тренинги, опросы, социологические опросы, диагностика);
• программа «Портфолио».
II ступень Предпрофильная подготовка (8-9 классы)
• учебная деятельность (система творческих заданий, презентаций);
• элективные курсы: по предметам, по интересам, по модулям;
• работа в разновозрастных коллективах (привлечение учащихся профиля);
• профориентационная работа (диагностика, встречи, выставки);
• программа «Мой выбор»;
• программа «Проект» (индивидуальная, парная, групповая) публичная защита по предпрофилю;
• «деятельностные пробы» (мастерские – музейное дело, библиотечное, журналистика, театр, радиогазета, телевидение);
• внеучебная деятельность (конференции, олимпиады, математические бои, групповые туры, интеллектуальный марафон, познавательные мероприятия (Что? Где? Когда? Брейн-ринги);
• программа «Здоровье» - психологическая поддержка (тренинги, опросы, социологические опросы, диагностика);
• Программа «Портфолио».
III ступень Профильная подготовка (10-11 классы)
• учебная деятельность (предметы на профильном уровне);
• элективные курсы (поддержка программы, специальные (ЕГЭ), в зависимости от запроса, занятия по индивидуальному плану (олимпиадная подготовка, подготовка к ЕГЭ, консультация со специалистами, по учебно-исследовательской деятельности);
• мероприятия по результатам обучения (бизнес-компания, телекоммуникационные проекты, олимпиадная деятельность, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, конкурсы);
• программа «Проект» (публичная защита по профилю);
• программа «Здоровье» - психологическая поддержка (тренинги, опросы, социологические опросы, диагностика);
• Программа «Портфолио».
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНЫМ И ПРОФИЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Данный компонент управления предпрофильным и профильным обучением включает в себя:
· Планирование перехода на предпрофильное и профильное обучение
· Руководство этим процессом
· Мотивацию (подбор и расстановку) педагогических кадров
· Контроль
Введение предпрофильного и профильного обучения неизбежно приводит к корректировке функциональных обязанностей администрации школы.
В управлении выделим следующие уровни.
1 уровень. Руководитель школы
В его обязанность входят стратегическое планирование введения предпрофильного и профильного обучения, расстановка административных кадров и определение их функциональных обязанностей по управлению процессом ведения предпрофильного и профильного обучения, осуществления итогового контроля, комплексный анализ и корректировка деятельности.
2 уровень. Заместители руководителя
Осуществляют тактическое планирование, расстановку педагогических кадров для классного руководства и преподавания предметов базового и профильного уровня, элективных курсов, реализуют промежуточный контроль, готовят аналитические справки.
3 уровень. Руководители методических объединений
Разрабатывают тактические планы по введению предпрофильного и профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных предметов, осуществляют методическое сопровождение образовательного процесса, определяют программно-методическое обеспечение предметов на базовом и профильном уровнях, осуществляют текущий контроль, готовят аналитические записки о ходе процесса.
Процесс управления может рассматриваться и как процесс создания условий для введения предпрофильного и профильного обучения.
К условиям обеспечения процесса предпрофильного и профильного обучения относят следующие:
Ø теоретическое;
Ø нормативно-правовое;
Ø кадровое;
Ø материально-техническое;
Ø учебно-методическое;
Ø организационное;
Ø финансовое;
Ø мотивационное;
Ø санитарно-гигиеническое.
Непосредственной основой введения профильного обучения являются Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и Федеральный базисный учебный план.
В школе №9 успешно реализуются следующие профили обучения: физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный, филологический, социально-экономический. В рамках каждого профиля реализуется дифференциация целей обучения по принципу «Хочу, могу, надо». Исходя из требуемых стандартов в каждом профиле выделены предметы, обязательные для изучения на уровне действующих стандартов, а также предметы, которые изучаются по индивидуальным учебным планам под руководством учителей нашей школы и преподавателей КГУ. Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения (родителей и учителей), то соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной системы образования, то есть на первой ступени подготовительном этапе.
Главная задача учителя – помочь ученику обнаружить и развить то, что в нём уже заложено от природы.
Заключение
В заключение следует особо подчеркнуть, что предпрофильная и профильная подготовка для конкретных учеников должна выступать не столько абстрактной формой их подготовки к выбору «профиля вообще» (или формировать некую крайне широкую «способность выбора у ребенка»), сколько средством подготовки, помощью к выбору профиля и конкретного места получения полного среднего образования в следующем учебном году.
Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно быстро осознаваться школьниками и их родителями. Во многом от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.
Сотрудничество семьи и школы по-прежнему актуально. Оно востребовано и в условиях предпрофильной подготовки, которую, как считают педагоги нашей школы, надо начинать уже в начальных классах. В средних классах мамы и папы вместе с классным руководителем и психологом занимаются изучением особенностей, способностей своих детей. Проведение классным руководителем ориентационных элективных курсов: «Мой выбор», «Твоя профессиональная карьера», «Узнай свои возможности», «Развитие внутренней мотивации» - способствует тому, что учащиеся занимаются самопознанием и саморазвитием, а родители в этом им помогают, получив необходимые консультации школьного психолога, построив индивидуальные маршруты развития. Это позволит к концу 9 класса выйти на правильный выбор профиля обучения, будущей профессии.
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников. Конечно, в школе реализуются вариативные образовательные программы, например, программа углублённого изучения математики... Но все же для большинства учеников школы эта программа малодоступна: ведется жесткий отбор в эти классы. Проводимая в 9-м классе профориентационная работа тоже не всегда даёт результат, да и внимания ей уделяется недостаточно. В результате более половины выпускников школы смутно представляют, кем они хотят стать и где им учиться дальше. Тем же, кто готовился в ВУЗ целенаправленно, приходилось усиленно заниматься с репетиторами – поскольку иначе получить необходимые знания по нужным предметам практически невозможно. С введение же изучения предметов на профильном уровне ситуация изменилась.
При профильном обучении учитываются прежде всего интересы, склонности и способности каждого ученика. Предназначение профильного обучения заключается в следующем:
1. В ликвидации разрыва между школьным образованием и требованиями ВУЗов.
2. В знакомстве старшеклассников с реальными потребностями рынка труда.
3. Максимальной подготовкой будущих выпускников к осознанному выбору профессии, ведь полученные в школе знания и навыки должны помочь им в дальнейшем реализовать свои карьерные планы.
Таким образом, система профильного обучения в школе меняет структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, требует применения новых педагогических технологий. Образовательный процесс невозможен без тесного взаимодействия учащихся, педагогов, психологов, родителей.