Гайнутдинова Суюмбика Закировна, учитель физики
МБОУ «Гимназия №139» Приволжского района г.Казани
В течение нескольких лет в городе Казани проводится городская интеллектуальная игра «Мы и космос». В игре принимают участие учащиеся 5-7 классов образовательных учреждений нашего города.
Научными руководителями первой игры под названием «Знатоки космоса», которая прошла по инициативе и на базе ЦДТТ имени В.Чкалова, были сотрудники кафедры астрономии, кандидаты наук: Жуков Георгий Викторович, Жучков Роман Яковлевич, Галеев Алмаз Ильсурович и сотрудники ЦДТТ имени В.Чкалова: Григорчук Валентина Филипповна, Кузьмина Нина Алексеевна, Шайхутдинова Лилия Рустемовна, Симонова Валерия Валентиновна и директор этого центра Борзенков Сергей Юрьевич. С особой гордостью я могу назвать и своего выпускника - Царева Артема Олеговича, победителя Республиканского (заочного) конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» в номинации «Научно-техническая» и «Спортивно-техническая».
При поддержке Габитовой Елены Юрьевны и Клабуковой Светланы Валентиновны игры были организованы и проведены также на базе ЦГДТ имени А.Алиша.
С 2012 года это мероприятие проводится в гимназии №139 , при поддержке директора Борер Татьяны Сергеевны. Спасибо руководству школы за то, что помогли и помогают осуществить мою давнюю мечту, знакомство школьников с историей космонавтики, и узнать, что дают её достижения науке и человеку.
Перед проведением игр ведётся большая подготовка в школах: учителя и ребята повторяют, знакомятся с историей космонавтики, с основами астрономии, изучают биографии космонавтов. Во время игр мы проводим конкурсы художников, стенных газет и даже инженеров. Ребята готовят представление команд, обязательно по теме игры, которая обговаривается заранее. Главное в этих играх то, что ребята знакомятся с историей космонавтики, а ведь это славная веха в истории нашей страны.
55 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли, 50 лет со дня полета первого космонавта Земли, первой женщины-космонавта и первого выхода человека в открытый космос, первый выход женщины-космонавта в открытый космос и этот список можно и дальше продолжить. Очень хочется, чтобы ребята помнили, что мы первые в освоении космоса! Главной целью наших игр была популяризация астрономии и космонавтики, знакомство с историей космонавтики и основами астрономии. Все космонавты Герои СССР и России, их жизнь может являться примером служения своей Родине, науке, всему миру.
В жюри игр, всегда, сверстники участников команд и студенты - выпускники гимназии №139, школы №42, победители и призеры муниципальных, республиканских, региональных, всероссийских, международных олимпиад и научных конкурсов школьников по астрономии и физике космоса, которые прекрасно понимают, как важно, чтобы всё было предельно честно и прозрачно. Если в первых играх участвовали от 9 до 13 команд (по 6 участников), то в последних играх участвуют до 29 команд (по 4 участника). По согласованию с кафедрой астрономии К(П)ФУ игру планируется провести на республиканском уровне, а итоговую игру проводить в городе Казани.
Игра «Мы и космос» проводится 2 раза за учебный год, в виде брэйн-ринга. Она приурочена ко Дню запуска первого искусственного спутника Земли (октябрь) и ко Дню Космонавтики (апрель).Это мероприятие носит не только соревновательный, но и обучающий характер. Каждый вопрос, сопровождается ответом, что помогает командам узнать правильный ответ, а жюри быстро подвести итоги игры. Вопросы представлены в виде тестов с указанием нескольких ответов. Команда выбирает номер ответа и записывает выбранную ими цифру, в бланк ответа. Ученики - «ласточки» приносят ответы жюри. Это очень быстро и организованно. Для жюри есть сводная таблица, для команд - листы для записи ответов. На обдумывание ответов команде достаточно 40 секунд. Команды всех школ при регистрации, записываются под определенным номером. Члены жюри не знают, команда, какой школы записана под каким номером. Отдельно оценивается и конкурс фантастических рисунков о космосе. Для этого в команде должен быть ученик - «художник». Представление команды и эмблема, тоже оценивается, подводятся итоги конкурса газет, которые приносят организаторам игры за 2-3 дня, при регистрации. Во время подведения итогов конкурса участникам игры показывают презентацию по астрономии и космонавтике, о наших летних поездках, наблюдениях и работе кружка «Сквозь тернии к звездам!». Каждая игра посвящается юбилейным датам в истории космонавтики или космонавтов, знаменательным датам в астрономии.
Предлагаем вам для использования в педагогической деятельности положение и сценарий интеллектуальной игры.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении городской интеллектуальной игры
«Мы и космос» среди школьников 5-х- 7-х классов г. Казани
Цель :повысить познавательную активность учащихся и интереса к изучению астрономии и космонавтики, знакомство с историей космонавтики и развития космической техники.
Задачи:
- развитие интереса школьников к истории и современным исследованиям в области астрономии и космонавтики;
- содействие организации интеллектуальных профильных командных турниров школьников;
- выявление наиболее способных и одаренных школьников в области астрономии и космонавтики;
- активизация научно - познавательной деятельности;
- популяризация астрономии и космонавтики.
Порядок проведения:
Игра «Знатоки космоса» охватывает вопросы истории космонавтики, жизнь и деятельность советских и российских космонавтов, начальные сведения по астрономии.
Игра начинается с Гимна Федерации Космонавтики, состоит из трех туров:
1 тур - история космонавтики и космонавты;
II тур - знатоки астрономии;
III тур- космическая техника.
Членами жюри игры являются учащиеся – победители Всероссийских олимпиад по астрономии и научные сотрудники кафедры астрономии КФ(П)У.
Участники:
В городской игре принимают участие команды школ г. Казани в составе 4 учащихся: 5-х - 7-х классов.
Требования к командам - участникам:
1) За 2 дня до игры команды представляют заявку на участие в игре (по форме) и газету на космическую тему (учитываются и оформление, и содержание)- это домашнее задание.
2) Представление команды на космическую тематику:
А) название
Б) эмблема,
В) капитан.
В составе команды должен быть ученик - «художник», ученик – «умелые ручки», т.к. в рамках игры проводятся конкурс на лучший рисунок на космическую тематику и инженерного решения полета.
Для проведения игры «Знатоки космоса» необходимы - компьютер и проектор, затемнение, оформление зала на космическую и астрономическую тематику (плакаты – фото советских и российских космонавтов, космических аппаратов, ученых-астрономов, Солнечной системы и т.д.).
Таблицы для подведения итогов игры (по каждому туру и для творческих конкурсов) для жюри - готовим заранее.
Подведение итогов и награждение:
Команды и педагоги, занявшие призовые места награждаются Дипломами Управления Образования г. Казани, «Республиканского Олимпиадного Центра», Института Физики К(П)ФУ.
Грамоты: 1 место- 1 грамота;
2 место- 2 грамоты;
3 место- 2 грамоты - за игру и в номинациях.
Номинация - лучшая газета
-лучшее знание звездного неба;
- лучшее знание истории космонавтики;
-лучшее знание - космической техники.
Количество грамот по номинациям зависит от количества команд-участников.
Сценарий игры «Мы и космос» (в виде презентации)-( вопросы из игр разных лет).
I тур: История космонавтики и космонавты
1 вопрос- Назовите имя ученого, основоположника теоретической космонавтики
1) Николай Иванович Кибальчич
2) Евгений Анатольевич Карпов
3) Константин Эдуардович Циолковский
ОТВЕТ на следующем слайде: фото ученого, рассказ о К.Э. Циолковском- калужском ученом- учителе физики, ныне Гимназия №9, которая отметила свое столетие. Именно К.Э. Циолковскому принадлежит идея «космического дома»- куда космонавты будут прилетать и поработав будут улетать домой, теперь все знают об МКС.
2 вопрос- Кто совершил первый выход в космическое пространство из корабля «Восход -2»?
1) Андриан Григорьевич Николаев
2) Юрий Алексеевич Гагарин
3) Алексей Архипович Леонов
ОТВЕТ на следующем слайде: фото космонавта Алексея Архиповича Леонова, дата- 18 марта 1963 года и рассказ об Алексее Архиповиче Леонове, командиром корабля был Павел Иванович Беляев (1925-1970), летчик – космонавт СССР №10, участник Великой Отечественной войны.
3 вопрос- В каком году были получены первые фотографии обратной стороны Луны?
1) 12 апреля 1961 года
2) 4 октября 1957 года
3) 18 марта 1965 года
4) 16-19 июня 1963 года
5) 7 октября 1959 года
ПРИМЕР ответа, на следующем слайде, с фото АМС «Луна-3»:
ОТВЕТ на следующем слайде: 7 октября 1959 года автоматическая межпланетная станция (АМС)
"Луна-3" сфотографировала обратную сторону Луны с расстояния 60 тыс. км
и передала целую серию фотографий на Землю. Оказалось, что на обратной стороне Луны в отличие от видимой ее части мало "морей", что там преобладают горные районы.
4 вопрос- В каком году состоялась первая стыковка космических кораблей «Союз 19» и «Аполлон»?
1) 16 августа 1972 года
2) 17 июля 1975 года
3) 21 декабря 1988 года
ОТВЕТ на следующем слайде: 17 июля 1975 года: экипажи «Союз-19»-
А.А.Леонов, В.Н.Кубасов; «Аполлон»- Т.Стаффорд, В.Бранд, Д.Слейтон.(фото и параметры полета)
5 вопрос- Кто из наших космонавтов, после 4 полетов в космос, проводил телевизионные передачи «Уроки из космоса»
1) А. А. Леонов
2) Ю.А.Гагарин
3) А.А. Серебров
ОТВЕТ на следующем слайде: А.А. Серебров участвовал в четырех полетах:
Первый – в августе 1982 г.,
Второй - в апреле 1983 г.,
Третий - в сентябре 1989 г.
Четвертый полет – с 1993 г.- по 1994 г.
Он совершил 10 выходов в открытый космос. Суммарно за бортом космических аппаратов космонавт провел 31 час и 49 минут.
II тур: Знатоки астрономии
1 вопрос- Самая близкая к Солнцу звезда
1) Арктур
2) Проксима
3) Сириус
ОТВЕТ на следующем слайде: Проксима
2 вопрос- Какие 2 звезды в Древнем Вавилоне называли «пастух и воин»?
1) Мицар и Алькор
2) Поллукс и Кастор
3) Регул и Ригель
ОТВЕТ на следующем слайде: Поллукс и Кастор, фото части карты звездного неба с созвездием и рассказ о созвездии Близнецы
3 вопрос- Небесное тело, на котором вы станете в 6 раз легче
1) Сатурн
2) Луна
3) Марс
ОТВЕТ на следующем слайде: фото Луны, сведения о нашей спутнице, лунных затмениях
4 вопрос- Название какого созвездия, по остроумному замечанию астронома
Г.Рея возникло благодаря обычной краже из храма?
1) Заяц
2) Компас
3) Волосы Вероники
ОТВЕТ на следующем слайде: Волосы Вероники, часть карты звездного неба с созвездием Волосы Вероники, и легенда об этом созвездии.
5 вопрос- Как называется огненный выброс с поверхности Солнца?
1) Факел
2) Солнечная корона
3) Протуберанец
ОТВЕТ на следующем слайде: Протуберанц, фото и небольшой рассказ о протуберанцах.
III тур: Знатоки космической техники
1 вопрос- Как назывался - первый многоместный космический корабль?
1) «Восток -3»
2) «Восход»
3) «Союз»
4) «Мир»
5) «Космос»
ОТВЕТ на следующем слайде: фото корабля «Восход» и его экипажа. Первый в мире многоместный космический корабль «Восход» совершил полет 12 октября 1964 года. Это был первый космический аппарат, который поднимал более чем одного человека в космос и первой программой полета без скафандров.
Командир корабля- Владимир Михайлович Комаров,
инженер-Константин Петрович Феоктистов,
врач - Борис Борисович Егоров
2 вопрос- Как назывался первый самоходный аппарат двигавшийся по Луне?
1) «Колесница»
2) «Луноход»
3) «Транспортер»
ОТВЕТ на следующем слайде: фото «Лунохода» и его команда, рядом с нами водитель «Лунохода»- генерал Вячеслав Георгиевич Довгань и рассказ об этом уникальном аппарате и его водителях. Командирами экипажей были назначены Николай Еременко и Игорь Федоров, водителями Габдулхай Латыпов и Вячеслав Довгань, штурманами Константин Давидовский и Викентий Самаль, операторами остронаправленной антенны Валерий Сапранов и Николай Козлитин, резервным водителем и оператором стал Василий Чубукин, кроме этого небольшой рассказ о «Луноходе», услышанном нашими ребятами от генерала Вячеслава Георгиевича Довгань.
3 вопрос- В каком году состоялась первая жесткая посадка на Луну станции «Луна-2»?
1) 2 января 1959 года
2) 7 октября 1959 года
3) 18 марта 1965 года
4) 14 сентября 1959 года
5) 3 февраля 1966 года
ОТВЕТ на следующем слайде: Первая жесткая посадка на Луну станции «Луна-2» состоялась в Море Дождей в ночь на 14.09.1959г. в 2 часа 22 минуты. На слайде фото «Луна-2» и его параметры.
4 вопрос- Как назывался Российский космический корабль – «челнок»?
А) «Восток» Б) «Салют» В) «Буран»
ОТВЕТ на следующем слайде: Фото «Бурана», параметры и сведения о нем.
5 вопрос-Сколько оборотов вокруг Земли совершает космический корабль за сутки?
1) 1 оборот
2) 4 оборота
3) 6 оборотов
4) 8 оборотов
5) 16 оборотов
ОТВЕТ на следующем слайде:
«Виток вокруг Земли занимает примерно полтора часа, и мы успеваем сделать 16 оборотов вокруг Земли за одни сутки, то есть у нас 16 раз можно увидеть восход и заход Солнца. Это очень красиво, интересно и необычно». Так сказал Сергей Константинович Крикалев - Герой Советского Союза, Герой России №1, первый русский космонавт, совершивший полет на американском Шаттле, человек, встретивший 21 век в космосе.