Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Физические эксперименты

Физический эксперимент как средство повышения мотивации учащихся

Гизатуллина Резида Джаватовна, учитель физики первой квалификационной категории
«МБОУ Гимназия №17 им. Г. Ибрагимова» Московского района г. Казани

Деятельность – единственный путь к знанию.
Б.Шоу

На недавней церемонии закрытия Финала III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills была ярко продемонстрирована востребованность в практической деятельности молодежи во всем мировом сообществе. Новые стандарты образования предъявляют к школе такие требования, которые позволят нашим детям быть гибкими, адаптивными, быстро реагирующими на ситуацию в изменяющемся мире.

Не секрет, что дети техно-информационного века не обладают внутренней мотивацией к обучению: «Зачем? В Интернете все есть. Я не сдаю ЕГЭ по-вашему предмету».

Самая сильная мотивация учащегося – интерес. Интересно учиться тогда, когда сам открываешь новое для себя знание. Когда у ученика есть возможность поэкспериментировать в реальной лаборатории, самому ставить опыты.

В соответствии с экспериментальным характером естественных наук невозможно представить их преподавание в школе без формирования метода научного познания, прикладных и исследовательских умений, способов проектирования.

Современной школе нужны оснащенные многофункциональные и модернизированные кабинеты. Уже несколько лет как разработаны и внедрены в практику сдачи ОГЭ по физике комплект ОГЭ – лаборатория, критерии оценивания, банк открытых экспериментальных заданий. Но отсутствие в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ заданий по проверке экспериментальных умений с использованием лабораторного оборудования особенно негативно сказывается на преподавании физики и химии. Повсеместное введение тестирования в массовую проверку знаний и вполне понятное стремление учителей как можно лучше подготовить учащихся к выполнению предлагаемых тестов приводят к пренебрежению лабораторными и практическими работами. Отдельными мониторингами, тестовыми заданиями (в бумажном тесте без привлечения реального оборудования) нельзя оценить, насколько учащийся владеет процедурой проведения хотя бы элементарных исследований.

Негативные последствия «вымывания» эксперимента из данных школьных курсов я наблюдаю давно. Приведу ряд примеров:

- Дети, которых условно назову «старательные отличницы (ки)», дети, чьи родители непременно хотят видеть свое чадо с золотой медалью, формально очень успешно справляются с письменными работами, при этом свои знания никак не могут связать с практикой. Сдают амбарную тетрадь, исписанную формулами, со вполне оправданной надеждой на оценку пять: ведь все ответы сошлись. Мое предложение проверить ответ на опыте, например, собрав схему, вызывает полнейшее замешательство, показывает отсутствие элементарных навыков поиска решения проблемы.

- Дети, в противоположность первым, интуитивно чувствующие ущербность лишь математической физики, осваивают технические новшества, уходя в Интернет-пространство. При всем их прикладном творчестве, отлично выполненных проектах у них отсутствуют элементарные навыки учебного труда, им безынтересна «меловая наука».

Самые корректные, но формальные математические преобразования прикладных задач без понимания физического смысла не приведут к истинному ответу.

Можно приводить много примеров задач, решить которые способны лишь те учащиеся, которые обладают практическими знаниями.

Подобных заблуждений можно избежать, призвав на помощь Его Величество Эксперимент. Только на опыте проверяются теоретические знания, приходит понимание сущности физических законов. А ведь в КИМах ЕГЭ много задач, требующих понимания физической сути, где недостаточно просто применить знакомую формулу. Поэтому обучение физике требует выполнения всех видов эксперимента: фронтального, демонстрационного, лабораторного.

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:

-формирование целостной научной картины мира;

-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно-обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Наблюдая за выполнением лабораторного эксперимента, я поощряю идеи учащихся по проведению различных вариантов дополнительных опытов, проверке собственных гипотез, выводов в измененной ситуации. Кроме того, в эксперименте можно исключать отдельные условия с целью установления закономерных связей.

Ключевым требованием новых стандартов становится освоение УУД (универсальных учебных действий), когда ребенок получает абсолютно необходимый объем знаний, позволяющий ему складывать это знание и генерировать новое. Без физического и химического эксперимента в школе невозможно добиться освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

По словам главного редактора журнала «Физика в школе», кандидата педагогических наук, Светланы Третьяковой, проблему оснащения образовательных учреждений возможно решить путем создания единого информационного поля по вопросам развития и совершенствования материально-технической базы системы образования, широкого информирования всех заинтересованных сторон о новых подходах к решению этой проблемы.

Существенно раздвинуть границы недоступной для непосредственного наблюдения области эксперимента можно за счет цифровых образовательных ресурсов.

Расширение же временных рамок урока можно организовать за счет домашнего эксперимента, внеурочной и внеклассной работы. Домашняя работа по физике является эффективным средством формирования когнитивных (от англ. cognitive- познавательный) умений учащихся, к которым относятся умения работать с информацией, проводить наблюдения и формулировать вывод, моделировать и строить гипотезу, самостоятельно ставить эксперимент.

Примеры домашних опытов:

- Изготовить термос (электроскоп, компас). Описать устройство, объяснить принцип работы.

- Разрезать проволокой кусок льда. Объяснить свои действия.

- Наэлектризовать линейку. Меняя напор струи воды из крана, поднести к ней линейку. Описать свои наблюдения.

- Построить график изменения температуры воды от времени для воды, полученной изо льда.

- Подвесить в дверном проеме на нити кулек с речным песком. Вывести его из положения равновесия, получить на ватмане график колебаний.

Содержание внеклассных занятий, как правило, подчинено интересам учащихся. Такие мероприятия как «Вечера занимательной физики», «Выставки самодельных приборов учащихся», «1000 профессий полупроводников», «Биофизика», «Физика и лирика», «Физика компьютера», «Вечер знакомства с физическим оборудованием», интеллектуальные игры, «Физика в моей будущей профессии (автомеханика, криминалиста, врача), «Я бы в айтишники пошел, пусть меня научат!» способствуют выстраиванию отношений между учащимися разных возрастов в процессе совместной деятельности.

В Казани очень много замечательных мест, где можно увидеть достижения науки и техники, пообщаться с выдающимися людьми в области науки. Это Институт физики КФУ, обсерватория, технопарки, выставки, музеи. Планомерные экскурсии на производственные объекты, посещение выставок обеспечивают связь теории с практикой, наглядно показывают прикладное значение науки. Для многих они могут явиться толчком к пробуждению интереса к предмету.

Учение начинается с удивления, с чувства того, что поразило воображение. А такое чувство приходит чаще всего тогда, когда ученик сам делает опыт, проводит исследование. Развитию компетенций и компетентностей способствует работа над учебным проектом. Приведу примеры некоторых тем наших проектов:

- Эффект лотоса

- Школа будущего

- Парадоксы воды

- Как ведет себя в космосе мыльный пузырь?

- Простейший радиоприемник.

- Как запастись энергией молнии?

- Бюджетный двигатель внутреннего сгорания.

- Двигатель Стирлинга.

- На что способен резонанс?

В статье Александра Асмолова «Учителя, спасите наши души» поколение школьников названо поколением информационных акселератов. Он пишет: «Современной системе образования нужна смысловая и вариативная, развивающая и мотивирующая педагогика. Ребенок знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет. Отсюда вытекает ключевой вопрос образования–вопрос мотивации познания». [Просвещение 2011:46]

Итак, вопрос мотивации - основной вопрос образования. Мотивация наступит с пониманием изучаемого материала, а понимания можно добиться в результате практического опыта, эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности, связи теории с практикой.


Литература.

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. —М., 2008.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.

Используемые ссылки:

1. http://wiki.ippk.ru

2. http://www.proshkolu.ru/

3. www.prosv.ru



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687