Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Физика в дополнительном образовании

Постичь, узнать, добиться...

Гайнутдинова Суюмбика Закировна,
учитель физики высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани

Открыть звезду, потом вторую, третью, как легко считать и рассказывать об этом, и даже гордиться... Но есть другая сторона этой медали - огромный труд, монотонный, каждодневный, бессонные ночи и огромное желание постичь, узнать, добиться...

Ильхам прославил нашу гимназию, о нас знают не только в Казани, в Татарстане, но и в стране, и даже мире. А ведь все начиналось с очень простых занятий в школьном кружке, в астрокружке «Лира» при К(П)ФУ, с наших поездок в астрошколу- в Петербург, на наблюдения на Кавказ и Крым, в астрономические обсерватории, на биостанцию К(П)ФУ. Потом различные конференции, олимпиады, научные конкурсы. Теперь мне самой даже не верится, что это и мой труд, и переживания, и старания, когда не все получается, когда вот-вот опустишь руки, но я - учитель, значит: все могу и должна... Только поддержка нашего директора- Борер Татьяны Сергеевны, родителей Ильхама, моей семьи, нам позволили уезжать надолго, изучать, знакомиться и многому учиться в процессе работы. Учиться, учиться..., для нас с Ильхамом были не простые слова. Мы учились помогать друг другу, сопереживать друг другу и поддерживать друг друга. Ничего может и не получилось бы без Жукова Георгия Викторовича, Жучкова Романа Яковлевича. Горбуновой Любови Васильевны и многих людей с кафедры астрономии К(П)ФУ. Конечно, мы сейчас его и других наших ребят называем одаренными, но нельзя забывать, что это понятие очень сложное, и прежде всего надо помнить, что отличительной особенностью одаренного ребенка является познавательная потребность, а каждый одаренный - индивидуальность, требующая особого, очень тонкого подхода.

Развить способности и талант помогает деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, когда он наблюдает, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. то, что характеризует деятельность ученого, только тогда появляются условия, вызывающие развитие мышления учащихся.

Широкое привлечение элементов занимательной науки и техники на уроках и во внеурочной деятельности, знакомства с новейшими достижениями науки, техники, способствуют развитию познавательного интереса к физике, астрономии и их практическим приложениям.

Только добытые собственным трудом знания и умения, именно они приносят удовлетворение и уверенность в своих силах, только такие знания и умения становятся прочными и являются трамплином для побуждения стремления к продолжению процесса познания.

В.А. Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

Желание учиться появляется тогда, когда ребенок видит, хоть небольшие, но свои успехи: пусть это будет «5» за контрольную, выступление перед одноклассниками, одобрительный взгляд учителя, родителей после успешно выполненной работы и т.д. Задача взрослых не упустить этот момент, вовремя поддержать и подхватить инициативу ученика, потому что увидеть эти первые ростки может именно учитель, воспитатель, тренер или родители, т.е. те люди, которые всегда рядом с учеником. Потому развитие познавательного интереса к предмету является одной из важнейших задач внеурочной работы. Значит, и работа эта первоначально должна быть ориентирована на труд, интерес и удивление, только тогда и возникнет желание узнать, изучить и исследовать что-то новое. Без интереса учащихся к познанию, даже методически правильно построенные урок или дополнительное занятие, с изложением материала на самом высоком уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не могут дать желаемого результата. Конечно, развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной работы, но именно внеурочная работа имеет ряд особенностей, позволяющих внести существенный вклад в решение этой задачи, т.к. дает возможность индивидуальной работы с учащимися, больше, чем на уроках, предоставляя каждому возможность выбора занятий по интересам, соответствующим его желаниям, способностям и возможностям, а также работы, в необходимом только для него темпе. Большое значение для учащегося имеет тот факт, что эта работа без каких-то ограничений, условностей, ведет к желаемому результату, а главное, если учитель сумеет найти правильный подход, то обязательно становится успешной для каждого.

Учителя всегда сталкиваются с такой проблемой, как необходимость формирования у учащихся навыков учебного труда, необходимых для самосовершенствования, навыков самостоятельной учебной деятельности для реализации своего собственного «Я!». Перед всеми педагогами стоит задача постоянного совершенствования способов развития навыков учебного труда, при реализации этой проблемы, мы смогли бы добиться многого в обучении.

Развитие познавательного интереса к учебным предметам, детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МАОУ «Гимназия №139», которая охватывает главные аспекты воспитания и обучения учащихся в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

В работе мы опираемся на инновационные преобразования в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми. При этом нельзя забывать и о педагоге, призванного поддержать детскую одаренность, профессионально - личностную готовность педагога к работе с одаренными детьми, а это подразумевает:

- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;

- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно­-ориентированного обучения, методикой научного поиска;

- зрелость педагогического самосознания.

Теперь нам помогает и наш «Музей истории космонавтики и астрономии», где ребята выступая перед гостями - школьниками, из других школ, со своими проектами по данной тематике, отрабатывают навыки публичных выступлений, понимают значимость своих работ, в популяризации отечественной космонавтики, астрономии, а это очень важный воспитательный момент, в развитие своих способностей, эрудиции , познания нового и становления гражданской зрелости.

Целенаправленная работа по поддержке одаренных детей по направлению «Физика-Астрономия» дает свои результаты – за 6 лет 187 дипломов: победы на олимпиадах и конкурсах, индивидуальные консультации, поездки на учебно- тренировочные сборы, в астрошколы. Ребята разного возраста, из разных классов прославляют нашу гимназию и приносят им успех: Игорь Никоноров, Артур Мухамадеев, Рузаль Гззатуллин, Никита Зайцев, Диана Хайруллина, Регина Исаева, Арина и Диана Хусаиновы, Гималов Артур, Эмиль Закиев, Ильзира Баянова, Регина Насыбуллина, Саша Рузанов и другие идут по стопам Галиуллина Идьхама и Гриши Ускова, Евдокименко Димы и Смирновой Оли, Мустафиной Алины и Стекольщиковой Лены, Габдраупова Даниса и Гафиятова Ильшата, Тимергалиной Альфины и Марфиной Лены и многих других ребят, каждый из которых шел по своему индивидуальному маршруту, к достижению своей цели.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687