Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Физика в дополнительном образовании

Инженер - это интересно, весело и престижно...

Курбанова Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебной работе в дополнительном образовании,
МБОУ «СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани

Году физики в Татарстане посвящается....

На современном этапе цели образования направлены на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания, подготовку их к последующей трудовой и общественной деятельности. Стремительное развитие научно-технического прогресса оказывает существенное влияние на различные сферы человеческой деятельности, в связи с интенсивным внедрением новых, постоянно меняющихся технологий, что, безусловно, предъявляет ряд требований к человеку, живущему в XXI веке. Получить специальные знания в соответствующих областях техники и технологии, сформировать определенную культуру научного мышления можно только благодаря естественнонаучному образованию, основой которого является физика.

Физика, являясь основой естественнонаучных и технических дисциплин, а также огромного числа специальностей связанных с природой, человеческой деятельностью и самим человеком обладает максимальными возможностями развития научного мировоззрения и аналитического мышления. Несмотря на это, сегодня отменены обязательные выпускные экзамены по физике в школе, вступительные экзамены на ряд технических, сельскохозяйственных, медицинских специальностей, что как отмечается, привело к снижению качества усвоения комплекса других профессиональных дисциплин.

В 60 - 80-х г.г. мы гордились лучшим в мире физическим образованием. Обучение на физическом, физико-математическом, физико-техническом факультетах считалось престижным. Следует признать, что во многом благодаря данному периоду Россия остаётся одной из ведущих держав в мире! Однако в настоящее время физика постепенно «вытесняется» из учебных планов, как в общеобразовательной школе, так и в техническом вузе.

Активная критика учебных программ советского периода ориентированных как отмечается на некоего «усреднённого», реально не существующего ученика, привела на переходном к профильному обучению этапе к ломке отшлифованных, тщательно вымеренных, проверенных ранее в течение десятилетий учебных программ, к уменьшению в среднем на треть количества часов отводимых на изучение физики. Учителя физики отмечают, что при такой загруженности не хватает времени на решение задач, на закрепление материала. Хотя именно через решение задач достигается понимание физического материала, приобретаются глубокие и прочные знания, наиболее эффективно формируются умения по их практическому применению. Кроме того, помимо конкретных предметных навыков и умений в процессе деятельности по решению физических задач наиболее эффективно формируется целый комплекс обобщённых навыков и умений (информационных, логических, рефлексивных). В.Г. Разумовский отмечает: «...самое печальное состоит в том, что многие деятели образования, которые вершат судьбу школы, не видят ничего страшного в уходе физики с передовых позиций в образовании: «Оборонка в стране разрушена, и физики теперь не нужны. На пользу ли такая позиция нашему народу и государству?» .

Однако приятно отметить, что последние годы наметился прорыв в физическом образовании в свете развития технического творчества, которое год от года набирает обороты, утерянные в постсоветский период. Финансовая поддержка в виде грантов позволяет закупать и использовать высокотехнологичное оборудование для привлечения молодежи к освоению инженерных профессий, основой которых является учебный предмет – физика.

Через систему дополнительного образования можно решить важную проблему – популяризации инженерных профессий, причем начиная уже с младшей школы дать понять: «Инженер - это интересно, весело и престижно...»

Данное направление успешно развивается в Школе №35 Приволжского района города Казани.

В Центре аэрокосмического образования разработана и принята к реализации единая программа дополнительного образования МБОУ «Школа №35», которая включает в себя 3 ступенчатую подготовку обучающихся по дополнительным образовательным программам физкультурно-спортивного; социально-педагогического; художественно-эстетического; военно-патриотического; туристико - краеведческого; научно-технического, спортивно-технического, естественнонаучного и эколого-биологического направлений:

1 ступень объединяет учащихся 1-4 классов, которые посещают детские объединения: «Интеллектуальные игры (шахматы, игра ГО)»;

и, как второе дополнительное образование на выбор, «Общефизическая подготовка (ритмика и танец)»; «Радиосвязь»; «Авиамоделирование».

2 ступень – 5 - 8 классы: детские объединения «ОКБ Авиастроения»; ЮПШ (юношеская планерная школа); «Авиамоделирование»; «Космомоделирование (макетирование)»; «Ракетомоделирование»; «3D моделирование и прототипирование» «Радиоэлетроника»; «Программирование»; «Робототехника»; «Астрономия и астрофизика» (фото №1 - 5); Программы: «Пилот вертолета»; «Страна Авиация»; «Родное небо» (фото № 6-10) обучения пилотированию на тренажерах планера, самолета, вертолета.

и, как второе дополнительное образование на выбор, «Общефизическая подготовка (скалолазание)»; «Общефизическая подготовка (ритмика и танец)»; «Общефизическая подготовка (Школа выживания пилотов)»; Программа парашютно – десантной подготовки (обязательна для прохождения всеми обучающимися по программам подготовки пилотов (т.е. ЮПШ (юношеская планерная школа); «Пилот вертолета»; «Страна Авиация»; «Родное небо»).

3 ступень 9-11 класс: «ОКБ Авиастроения»; «3D моделирование и прототипирование» «Радиоэлетроника»; «Программирование»; ШГК (Школа генеральных конструкторов); «Астрономия и астрофизика»; Программам обучения пилотированию «Пилот вертолета»; «Страна Авиация»; «Родное небо»; «Психологическая подготовка пилотов»

и, как второе дополнительное образование на выбор, Программа парашютно – десантной подготовки (обязательна для прохождения всеми обучающимися по программам подготовки пилотов (т.е. ЮПШ (юношеская планерная школа); «Пилот вертолета»; «Страна авиация»; «Родное небо») и «Общефизическая подготовка (Школа выживания пилотов)». Придерживаясь главного принципа дополнительного образования – свободный выбор ребёнка, в системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа детских объединений дополнительного образования направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей. Здесь ребята могут быть самими собой, над ними не довлеют оценки, обязательность посещения (как урок), боязнь наказания и т.п. Главный критерий выбора – интерес ребёнка. А интерес ребёнка рождается, если рядом с ним грамотный, творчески работающий педагог-профессионал.

Взаимодействия с высшими учебными заведениями, промышленниками, специалистами в области авиации и космонавтики делают занятия более предметными, формируют реально востребованные навыки, демонстрируют перспективы научной и трудовой деятельности в инженерной области. Китайская мудрость гласит: «Скажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай действовать — и я научусь», которая в полной мере отражает принципы нашей образовательной системы.

Проработав год, ещё рано подводить какие-либо итоги... Да, у нас есть победители и призеры различных интеллектуальных мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций, различных технических выставок и т.п.), да, наши воспитанники имеют парашютные прыжки, и часть из них уже этим летом совершили первые самостоятельные вылеты, в роли пилотов, да, на данный момент мы имеем почти 20% потерю контингента к концу года (хотя в среднем по республике в кружках технического творчества эта цифра достигает более 50%). Мы будем считать, что наша идея 100% работает, когда наши выпускники станут студентами технических ВУЗов, выберут жизненный путь, связанный с техникой, авиацией, космонавтикой – с инженерной деятельностью. Но даже если нет, сформированный в технических (инженерных) детских объединениях склад мышления будет ценным добавлением к любому гуманитарному образованию.


Используемые ресурсы и литература.

1. www.rae.ru/use/?section=contentop=show_articlearticle_id=7778885

2. Разумовский В. Г., Дик Ю. И. Качество знаний основ естественных наук: иллюзии и реальность // Открытая школа. 2001. № 6.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Мышление и речь. М., 1982. N. Shiyan

4.file:///C:/Users/w216-1/Downloads/problemy-modernizatsii-shkolnogo-fizicheskogo-obrazovaniya-i-vozmozhnosti-ih-resheniya.pdf


  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687