Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Управление качеством физического образования

Профессиональная подготовка учителя физики и качество знаний учащихся по предмету

Бухарова Лариса Геннадьевна,
начальник Информационно-методического отдела
Управления образования г. Казани

В последние годы все больше возрастает роль технического и технологического образования. К сожалению, за последние пятнадцать - двадцать лет сократилось количество учащихся, стремящихся связать свою дальнейшую судьбу с техникой и промышленностью. Конечно, это было обусловлено общей тенденцией спада экономических показателей в промышленном производстве, и, как следствие, спад привлекательности профессий, связанных с ним. Но сегодня мы наблюдаем уже другую картину. Ощутив недостаток в квалифицированных кадрах, промышленное производство забило тревогу, и в Правительстве был принят ряд важных решений. Опять становятся востребованными учреждения начального и среднего профессионального образования, готовящие специалистов для технического производства, технические вузы увеличивают набор на бюджетные места и т.д. Но такие профессии как «инженер» или «технолог» требуют хорошей подготовки в области математики, информатики, физики и химии. Для поступления в технический вуз необходимо сдать ЕГЭ по профильной математике и физике. Поскольку 2014/2015 учебный год в нашей республике посвящен физике, то попробуем проанализировать ситуацию по этому предмету в нашем городе.

Средний балл ЕГЭ по физике в 2014/2015 учебном году

Минимальный порог, который должен преодолеть учащийся, сдавая физику, – 36 баллов. Не перешагнули этот порог в этом году – 18 человек. В среднем по городу сдавали физику 26,8% от общего числа выпускников. К слову сказать, процент выпускников, сдававших обществознание, более 50. Это означает, что учащихся, желающих поступить в гуманитарные вузы, все еще в два раза больше.

Физика – это естественная наука, наука о природе, её явлениях и законах, которые их объясняют. На первый взгляд, сплошная «философия»: сиди, созерцай и делай умозаключения (до 16 века термины «физика» и «философия» были синонимами). Но физика также основана на эксперименте и наблюдениях. А любой эксперимент - это измерения и сравнения показателей, т.е. без математики - никак. Если математика, значит формулы, графики, функции, геометрические фигуры... Поэтому физика и математика шагают рядом неразрывно, и цикл учебных предметов называется физико-математическим, и классы, и школы тоже физико-математические. Все это лирическое отступление для того, чтобы постараться понять и дать какое-то логическое объяснение, почему физику и математику учащиеся недолюбливают и боятся. Боятся сдавать ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам, боятся дальше учиться в учебных заведениях, где этим наукам уделяется больше внимания. И, как результат, непопулярность технических специальностей.

Преподавание любого предмета зависит, конечно, от учителя, его качеств, в первую очередь, профессиональных, т.е. знания преподаваемого предмета, затем личностных – коммуникабельность, доброжелательность, любовь к детям и профессии.

В учреждениях образования г.Казани работали в 2014/2015 учебном году 180 учителей физики с высшим профессиональным образовательным уровнем и стажем работы в основном от 10-20 и более лет (80%), т.е учителя с большим опытом работы. Что касается квалификационной категории, то 67% учителей физики имеют высшую и первую кв.категории.

Соотношение квалификации учителей физики
со средним баллом ЕГЭ в 2014/2015 уч.году

Из приведенного графика можно увидеть, что район (Вахитовский), имеющий самый высокий процент учителей физики с высшей и первой квалификационной категорией, соответственно имеет самый высокий средний балл по ЕГЭ и, наоборот, – где самый низкий процент квалификации учителей – и самый низкий средний балл по ЕГЭ. В профильных учреждениях образования (физико-математические лицеи, школы с углубленным изучением физики и математики) физику ведут учителя в основном с высшей и первой квалификационной категорией. И средний балл их учащихся высокий, есть и 100-балльники и с баллами от 80 и выше. Низкие показатели же в школах, где и физика - не профильный предмет, и учитель с низкой квалификационной категорией.

Казалось бы, вот она прямая зависимость качества обучения от квалификации учителя. Однако, есть и другой факт: процент учителей высокого категорийного состава по рейтингу в городе второй (Советский район), а средний балл ЕГЭ – пятый. Поэтому, видимо, не все так однозначно. Большое значение имеет и качественный состав учащихся. Мы рассматриваем результаты ЕГЭ, т.е. выпускного экзамена в 11 классе. Его сдают учащиеся, которые осознанно пошли после окончания основного общего образования (9 класс) получать среднее (полное) общее образование, предполагающее профилизацию и являющееся необходимой ступенькой для получения высшего образования. Экзамен по физике – это выбор учащегося, это не обязательный предмет. И когда он сдан на минимальный балл или порог не перейден вообще, есть повод задуматься, кто в этом виноват? Сам ли ученик сгоряча выбрал такой «трудный» предмет или его плохо подготовили? Скорее всего, он был не должным образом сориентирован педагогом, родителями или мнением одноклассников. Существует и такое понятие в физиологии, как левополушарный и правополушарный типы мышления, т.е. определенные предрасположенности к той или иной области деятельности. У одних больше склонности к творчеству, музыке, искусству, а у других - к логике, математике, точным наукам. Все это вместе взятое и может быть ответом на вечный вопрос: «кто виноват?». Каждый случай большого взлета или падения уникален и требует индивидуальной оценки.

С учителями физики, да и с педагогами вообще как в школе, так и в районах, городе проводится большая методическая работа. В первую очередь, это мероприятия по повышению квалификации: своевременное направление педагогов на курсовую подготовку, на семинары-практикумы, всевозможные тренинги и мастер-классы учителей, показывающих высокие результаты. Ежегодно на базе Информационно-методического отдела Управления образования г.Казани проводятся обучающие семинары совместно с методистами издательств «Просвещение», «Вентана-Граф», «Русское слово», «Легион», «Дрофа», «Мнемозина», печатающих учебники и учебные пособия. Работают городские методические объединения учителей-предметников. На Казанском образовательном портале (http://kazanobr.ru) функционирует виртуальное методическое объединение учителей физики, где педагоги имеют возможность виртуального общения с коллегами и методистами для обсуждения профессиональных вопросов.

В декабре 2014 года прошел городской конкурс кабинетов физики школ г.Казани. Конкурс показал, что в материально-техническом плане кабинеты физики оснащены хорошо (конечно, были представлены лучшие кабинеты города). Есть и компьютеры с программами для индивидуальной работы учащихся, и современное лабораторное оборудование для проведения или демонстрации опытов, интерактивная доска или мультимедиапроектор с экраном для визуализации процесса обучения. Что касается предметно-педагогической лаборатории учителя физики, которая должна помогать ему в работе, иметь определенную систему, быть универсальной и доступной, то здесь есть еще над чем работать. В частности конкурс выявил такую проблему, как разработка и оформление рабочих и авторских программ учителей, недооценка значения дидактических и контрольно-измерительных материалов в изучении предмета учащимися и др. Все это создает большое поле для деятельности и учителя, и администрации школы, и методической службы. Каждая предметно-педагогическая лаборатория уникальна и зависит от её «создателя».

Таким образом, можно сделать вывод, что качество знаний по предмету (любому, не только физике) зависит, в первую очередь, от профессиональных и личностных качеств учителя, условий организации учебного процесса и мотивации учащихся, сделавших правильный выбор направления своего обучения.


  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687