Фадеева Татьяна Петровна, директор школы
Родыгин Сергей Иванович, учитель физики и математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119» Авиастроительного района г. Казани
В 2013 году в школу пришёл молодой учитель физики и математики, став обладателем Республиканского гранта «Наш новый учитель». Грант - хорошая дополнительная мотивация и реальная поддержка и учителю и школе:
1) получено лабораторное и интерактивное оборудование;
2) выплачивается ежемесячная надбавка учителю;
3) оказывается методическая помощь.
Физика – интереснейший предмет. В апреле 2015 года принята Концепция развития школьного физического образования в Республике Татарстан. Концепция написана понятным языком, интересна, содержательна и даёт пищу для размышлений. Хочется надеяться, что её воплощение в жизнь достигнет тех высоких целей, которые в ней обозначены.
Сегодня одновременно и просто и сложно увлечь школьника занятиями физикой. Просто - потому, что поставленный красиво демонстрационный эксперимент способен привлечь внимание даже самых отдаленных от физики учащихся, а наводящие вопросы заставляют их думать и делать свои первые открытия. Кроме того, IT-технологии позволяют визуализировать и моделировать физические процессы, решение задач.
Сложно - потому, что все еще существует проблема недостаточной оснащенности кабинета физики демонстрационным и лабораторным оборудованием. Сами школьники вне урока, да и на уроке, испытывают огромное информационно-развлекательное давление (телефон, планшет, интернет) и поэтому иногда бывают рассеяны и неусидчивы.
Приходится искать новые формы работы. Имея специализацию по двум предметам (физика и математика), можно интегрировано подходить к содержанию урока: на математике решать задачи по физике, а на физике учиться делать математические расчёты. Самое важное – вызвать познавательный интерес у детей. И это – задача №1.
Одним из способов повышения интереса к этим предметам в нашей школе видят проектную деятельность во взаимодействии с вузами и предприятиями:
Проект «IT-STAN» («АЙТИСТАН»)
Современная Россия в условиях модернизации экономики и создания 25 миллионов рабочих мест к 2020 году особенно нуждается в современных предприимчивых кадрах. Эти кадры должны прийти, конечно, из школы.
В 2012 году наша школа стала победителем конкурса МО и Н РТ «Школа после уроков». Мы представили проект с оригинальным названием «АЙТИСТАН».
Суть проекта в следующем. На созданном учебно-производственном предприятии ребята обучаются работе на современных 3D станках, управляемых с помощью компьютера. Впоследствии они изготавливают продукцию, которая имеет спрос на рынке, и, реализуя её, получают свои первые трудовые доходы. Деятельность легальна в рамках школьной деловой экономической игры.
Цель проекта – эффективная профориентация учащихся в реальный сектор экономики.
Проект помогает решать множество важных задач:
· повышает мотивацию к обучению и самообразованию;
· даёт новые знания и умения в техническом, IT и бизнес направлениях, востребованные на рынке труда;
· развивает упорство в достижении цели, чувство ответственности за результат, умение работать в команде.
Основным партнером проекта является ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (ОАО «КМПО»). На базе учебно-производственного центра ОАО «КМПО» учащиеся 9-11 классов обучаются по направлениям:
· «3d моделирование»
· «газодинамика и газотурбинные двигатели»
· «автоматизация и механизация».
Также группа учащихся 7-8-х классов дополнительно занимается по направлению IT машиностроения. Обучение проходит на Малом предприятии при КНИТУ-КАИ. Там ребята тоже осваивают 3D моделирование, станки с ЧПУ, участвуют и побеждают в ежегодной Мастериаде.
Через такие проекты оживает мотивация. А мотивированные учащиеся с большим успехом ориентируются в будущей профессии. В прошлом году около 30% наших выпускников поступили на технические направления вузов и ссузов.
На следующий учебный год уже определена группа ребят 9-го класса для отбора в профильный класс КМПО, где предполагается дополнительная подготовка по физике и математике, а также черчению, и дальнейшее поступление по целевому направлению в КНИТУ-КАИ.
Считаем, что сегодня учителю физики очень важно строить свою работу в рамках сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями технической и иной направленности, где ребята смогут более широко применять на практике полученные знания, расширить их, а также профессионально сориентироваться. Поэтому сегодня мы выстраиваем работу с Институтом Автоматики и электроники КНИТУ-КАИ, Институтом физики К(П)ФУ, КГЭУ.
Профессия учителя физики на сегодняшний день – стратегически важная. Именно он закладывает социально-экономический потенциал развития города, республики, страны. И это очень большая ответственность!