Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Управление качеством физического образования

Школьное физическое образование: к истории вопроса

Садыкова Зульфия Фаиловна,
методист Информационно-методического отдела
Управления образования г. Казани

На современном этапе развития мирового сообщества физика стала не только основой естественно-научного образования, но и частью социо-экономического и гуманитарного образования. Изучение физики активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает логическое мышление и познавательные способности, а широкое использование физического эксперимента позволяет формировать у учащихся умение работать с разнообразными техническими устройствами и измерительными приборами. Это даёт им возможность для более лёгкой адаптации к условиям жизни в современном быту и работе на производстве, поэтому качественное физическое образование необходимо каждому для его активной и успешной жизни в обществе. Кто же способствует развитию школьного физического образования?

С одной стороны, учёный, с другой стороны, - дидакт, психолог, методист, автор учебника. Их замыслы, теоретические модели, принципы деятельности, цели и задачи, осуществляемые каждым из них в целях обучения и воспитания, во многом конкретизирует, а затем реализует на практике учитель.

В XX веке в совершенствовании школьного курса физики принимали участие такие известные учёные, как А.П.Александров (о практико-оринтированном характере данного предмета), И.К.Кикоин (об общих задачах обучения в школе), П. Л. Капица (о творческом эксперименте), Г.С. Ландсберг (о требованиях к учебнику физики), Л.Д. Ландау (о принципе простоты в объяснении), В.А.Фабрикант (о научном методе) и т.д.

Важным моментом в понимании толкования науки в XXв. служили призывы учёных-физиков раскрывать научные знания и науку в целом как важнейший элемент культуры общества и его взаимосвязь не только с техническими, но и социальными аспектами жизни человека. В конечном итоге это было услышано педагогической общественностью, и сегодня реализация ценностного, социокультурного подходов к процессу обучения и воспитания, хотя и медленно, но верно внедряются в практику повседневного обучения.

Дидактика обеспечивает процесс обучения теоретическими принципами, законами и возможными для практики методами и средствами. Дидакт формулирует положения такой педагогической модели, которая является одной из необходимой составляющей в сообществе педагогов и учителей и должна способствовать средствами учебного предмета решению поставленных задач по формированию той личности, что заказана современным обществом.

Вместе с тем, дидакты - те же живые люди со своим пониманием проблем образования, своим творческим потенциалом и подходами к их решению и собственной идеологией, отражающей разные точки зрения на решение проблем дидактики, которое имеет влияние при исследованиях и последующих построениях методики конкретных для уроков моделей обучения, развития и воспитания.

Что касается автора учебника, то он при его создании обычно ориентируется на поставленные учебной программой задачи обучения и воспитания, на тот уровень научности и доступности содержания, что были присущи учебникам А.В. Пёрышкина (обоснованность изучаемого материала педагогической практикой, доступность и привлекательность, логичность и краткость, наличие в материале обобщения и мировоззренческих выводов, обоснованных логикой рассуждений, историей науки и трудами её классиков).

Учебник должен содержать логически ясное и вместе с тем образное изложение материала, разделяемого на фундаментальный с позиций научных знаний, мышления и мировоззрения, и тот, который полезен для учащихся с ярко выраженными физико-математическими интересами.

В практической деятельности каждый учитель руководствуется в основном методикой учебного предмета. Из неё он черпает основные знания и представления о содержании курса физики и методах обучения и воспитания на уроках, необходимом для обучения демонстрационном оборудовании, межпредметных связях, в первую очередь с математикой, естественными предметами, и тех организационных формах, которые максимально будут соответствовать поставленным учебным целям и задачам.

Методист, как приближённое к повседневному обучению лицо, планирует реализовать на практике теоретические выводы дидактов и психологов, учитывает советы и пожелания ведущих учёных (физиков), формы и методы работы, подготовку и возможности учителя и самого процесса обучения (создаваемые учебники, экспериментальную базу, число учебных часов на изучение учебного предмета и т.д.) так, чтобы достигнуть эффективного результата.

Придерживаясь принятой в системе образования педагогической парадигмы, методист изучает состояние преподавания учебного предмета в школах, выявляет, обобщает и распространяет опыт лучших учителей, организует методическую работу с учителями и оказывает им нужную помощь в проведении учебно-воспитательной работы.

В силу своей приближённости к обучению методист как теоретически подготовленный и в то же время ясно осознающий трудности решения задач образования в повседневном обучении специалист должен учитывать реальные возможности учащихся и учителя при построении системы работы с учителем.

Помощь психолога особенно важна при овладении учащимися научными методами познания, готовящими его к решению самых разных задач, начиная от точных наук и заканчивая социальным бытием. В ходе овладения и применения его в условиях обучения учащийся имеет возможность многократно проявлять свои творческие способности, умения и навыки, так и привыкать к самостоятельному выходу на собственные «открытия». Умело управляя этим процессом и закрепляя его, учитель формулирует творческую личность.

Таким образом, для учителя самыми близкими и значимыми в его педагогической деятельности являются методист и автор учебника. Они служат для него главными источниками конкретных теоретико-практических знаний и рекомендаций на предмет того, что и как преподавать, чему уделять наибольшее внимание и как избегать возможных ошибок в обучении и воспитании учащихся.

Учитель-это посредник между учащимся и действующими лицами, конструирующими и планирующими процесс обучения и воспитания на уроке: учёным, дидактом, психологом, методистом и автором учебника. Причём учитель-особый посредник, не только впитывающий в себя замыслы названных лиц и реализующий их на практике, но и вносящий в обучение свои знания и умения, в идеале-своё творческое начало, также идеологию своей личности.

Познание как ценность присуще всякой личности, поэтому важно знать и уметь раскрывать перед учащимися познание физического мира как увлекательный, доступный и жизненно важный процесс, духовно обогащающий его личность. Ученикам важно убедиться и в том, что знание и методы науки необходимы не только в самой науке и технике, но и в решении проблем гуманитарных дисциплин, в понимании социальных вопросов современной жизни общества, и, стало быть, методы науки нужны и учащимся с гуманитарными возможностями.

В обучении переживание красоты играет немаловажную роль: красивый эксперимент,красивые рассуждения, позволяющие получить изящный результат, красивый математический метод.Но если эксперимент имеет в классе обычного массового поклонника, то не каждый ученик склонен к абстрактному восприятию и теоретическим построениям. Число таких учеников возрастает у талантливого учителя, уровень физического и педагогического мышления которого заметно выше среднего.

Комплекс рекомендаций всех задействованных в процессе образования лиц принесёт свои плоды, если все участники процесса, морально и интеллектуально подготовленные к изменениям в образовании, смогут реализовать на практике предлагаемые им модели.

Если же ценностные установки всего научно-педагогического состава и их совместные профессиональные усилия вступят «в резонанс» с ценностными ориентациями и реальными познавательными возможностями учащегося, то это может стать одним из важных условий отыскания им того жизненного идеала, который придаст его последующим мыслям и поступкам характер творческой деятельности в обществе.

Физика должна стать привлекательной, востребованной областью знания и деятельности, изучение физики - осознанным и мотивированным процессом для учащихся.

Литература

1.Мышление учёного вчера и сегодня/под ред.Л.А.Марковой,М.,2012.

2.Научно-методический журнал «Педагогика»,№2, 2015

3.Основы методики преподавания физики в средней школе/Под ред. А.В.Перышкина, В.Г.Разумовского,В.А.Фабриканта.М.,1984

4.Щербаков Р.Н.Ценностные аспекты процесса обучения в школе//Наука и школа.1999.№1


  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687