Мударисов Рамиль Миннесалихович, учитель физики первой квалификационной категории
МАОУ «Лицей-интернат №7» Ново-Савиновского района г. Казани
Современное общество характеризуется большими объемами накопленной информации и темпами ее обновления и пополнения. Поэтому во всех отраслях жизнедеятельности человека к нему выдвигаются повышенные требования в области поиска, получения, анализа и синтеза информации. Система общего образования, ориентированная на передачу только знаний, не позволяет человеку соответствовать данным требованиям современного общества. Поэтому она должна переходить на уровень, на котором позволит развивать в людях навыки и умения самостоятельно работать со знаниями, иными словами в процессе образования важное значение должно быть уделено формированию когнитивных умений обучающихся.
Формирование когнитивных умений у учащихся также отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения (ФГОС), который устанавливает следующие требования к результатам освоения программы среднего (полного) общего образования: готовность к самостоятельной творческой, информационно-познавательной деятельности и самообразованию; умение самостоятельно определять цели и составлять планы, выдвигать гипотезы и проверять их; владение методами самостоятельного планирования, проведения и анализа результатов физических экспериментов; владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Достижение вышеприведенных требований реализуется применением проектной деятельности, что позволит одновременно развивать большинство необходимых современному человеку навыков и умений.
Проектная деятельность (метод проектов)
Метод проектов — форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей. [2]
Целью организации урочной и внеурочной проектной деятельности по физике является формирование когнитивных умений учащихся.
Опыт применения проектной деятельности показал, что можно выделить следующие виды урочных и внеурочных проектных работ: тематические и исследовательские (конструкторские) проекты.
Тематические проекты выполняются согласно изучаемым по программе темам и позволяют укрепить и преумножить знания и умения, как правило, только по изучаемым на уроках темам и разделу тем.
Такие проекты выполняются учениками вне уроков и имеют следующие особенности и требования: выполняются согласно изучаемой теме или разделу тем (модуль); являются краткосрочными (до 2 недель); основаны на конструировании изделия, устройства или технического решения; имеют конкретные (четко определенные) требования к готовым изделиям и критерии оценивания.
Любая работа учеников должна иметь оценку качества и полноты выполнения. Оценка является обоснованной и справедливой в том случае, если она проставлена на основании определенного критерия. При этом критерии оценки должны быть понятными и достижимыми. Критерии к выполнению проектов, естественно будут различными, так как проекты выполняются на различные тематики.
Пример требований к тематическому проекту и критериев оценивания для проекта «Конструирование источника тока»», выдаваемого в рамках изучения тем по разделу «Электричество», приведен в табл. 1.
Таблица 1. Критерии к выполнению проекта « Конструирование источника тока» | ||
№ | Описание содержания | Балл |
1 | Выполнение в указанный срок (2 недели) | 1 |
2 | Работоспособность (выходное напряжение более 0,25 В) | 1 |
3 | Механическая устойчивость/прочность (при двух падениях не теряет функции) | 1 |
4 | Возможность питания конкретного устройства (например: от источника работает светодиод) | 1 |
5 | Эстетичный внешний вид | 1 |
Для повышения мотивации учеников в рамках тематических проектов можно устраивать различные конкурсы и соревнования, по результатам которых ученикам можно ставить дополнительные оценки. Так, например, по проекту «Конструирование источника тока», приведенному в таблице 1, можно провести конкурс на изготовление батареи с наибольшим напряжением (или с наибольшей энергетической ёмкостью). Ученик, изготовивший батарею с наибольшим напряжением (или емкостью) выигрывает конкурс и получает дополнительную оценку.
В табл. 2 приведены примерные темы тематических проектных работ для учеников 8 классов, а также указаны примерные сроки их выполнения и наименования критериев конкурса.
Таблица 2. Примерные темы тематических проектных работ для учеников 8 классов | |||
№ | Тема проекта | Срок выполнения | Наименование критерия конкурса |
1 | Конструирование термоса | 2-3 недели | Максимальное теплосбережение |
2 | Конструирование психрометра | 2-3 недели | - |
3 | Конструирование электроскопа | 2-3 недели | Максимальная чувствительность |
4 | Изготовление источника тока | 2-3 недели | Наибольшее напряжение, энергоемкость |
5 | Изготовление разветвленной электрической цепи | 2-3 недели | Наибольшее количество ветвей, элементов |
6 | Конструирование соленоида (электромагнита) | 2-3 недели | Наибольшая сила Ампера |
7 | Конструирование реостата | 2-3 недели | Наибольшее сопротивление, широкий диапазон регулирования |
8 | Изготовление предохранителя | 2-3 недели | |
9 | Изготовление перископа | 2-3 недели | - |
10 | Конструирование проектора | 2-3 недели | - |
Исследовательские (конструкторские) проекты – проекты, в процессе которых выполняется конструирование какого-либо устройства с проведением последующего исследования на основе разработанного устройства, а также проведение исследований на основе имеющихся измерительных приборов и устройств.
Исследовательские проекты выполняются учениками также вне уроков и имеют следующие особенности: выполняются согласно изученной ранее теме или разделу тем (модуль), но допускается включать неизученные ранее темы при условии возможности их самостоятельного изучения; имеют более длительный срок выполнения (до 1-2 месяцев); основаны на конструировании определенного изделия или измерительного устройства (исключение – сложные измерительные приборы); в рамках проекта проводится исследование какого-либо параметра; результаты проекта должны быть оформлены в виде статьи; общие требования и критерии оценки.
В табл. 3 приведены примерные темы исследовательских (конструкторских) проектных работ для учеников.
Таблица 3. Примерные темы исследовательских (конструкторских) проектных работ | ||
№ | Тема проекта | Исследование, выполняемое в рамках проекта |
1 | Конструирование ракеты | исследование высоты и дальности полета от давления и концентрации жидкости |
2 | Конструирование катапульты или арбалета | исследование дальности полета от угла между направлением вылета снаряда и горизонтом |
3 | Изготовление нитяного маятника | исследование периода и частоты от длины и амплитуды колебаний |
4 | Конструирование соленоида (электромагнита) | исследование свойств электромагнита от величины напряжения, тока и конструкции |
5 | Конструирование трансформатора | исследование вторичного напряжения и коэффициента трансформации от тока нагрузки |
6 | Конструирование машины с механизмом от мышеловки | исследование дальности проезда от вида поверхности |
7 | Изготовление парашюта | исследование силы сопротивления от особенностей конструкции |
8 | Центр тяжести страны | определение центра тяжести |
9 | Определение шумовой загрязненности среды | измерение уровня шума |
10 | Конструирование психрометра | исследование влажности в помещениях учебного заведения |
Опыт работы показал, что при выполнении проектов ученики нуждаются в дидактических материалах, которые будут подсказывать этапы выполнения проекта. В табл. 4 приведены основные этапы и сроки выполнения этапов исследовательского проекта, с которыми необходимо ознакомить учеников.
Табл. 4. Этапы и сроки проведения проектных работ | |
Этап | Срок выполнения |
1) Выбор темы проекта | |
2) Поиск и анализ информации и литературы: а) планирование цели проекта и его задач; б) поиск и анализ информации по достижению задач проекта; в) приготовление списка необходимых приборов и материалов. | 2 недели |
3) Конструирование модели устройства: а) изготовление первичной (тестовой) модели; б) испытание модели на наличие проблем и дефектов; в) устранение дефектов и улучшение модели. | 2 недели |
4) Проведение исследований на изготовленной модели: а) исследование заданной зависимости; б) анализ результатов исследования. | 1 неделя |
5) Публикация результатов проекта в виде статьи | 2 недели |
6) Подготовка видеоролика (1-3 мин) (при необходимости) | 1 неделя |
7) Подготовка презентации результатов исследования (при необходимости) | 1 неделя |
В современном мире помимо разработки конкретного проекта требуется его продвижение и представление потенциальным потребителям. Поэтому от разработчиков проекта требуется умение представить свой проект широкой публике. По желанию самих учеников допускается дополнить этапы выполнения проекта подготовкой презентации и видеоролика на 1-3 минуты.
В табл. 5 приведены примерные требования, необходимые для оформления статьи, презентации и видеоролика, которые необходимо представить ученикам для ознакомления.
Табл. 5. Требования к выполнению проекта, оформлению статьи, презентации и видеоролика | ||
№ | Описание содержания | Балл |
1 | Место обучения, оформившего работу (страна, регион, город, учебное заведение) с приведением государственных флагов и символики (флаг страны и региона, символ школы) | 1 |
2 | Название работы | 1 |
3 | Цель работы (должна быть четко и правильно сформулирована, должна включать дополнительный исследовательский вопрос, выданный преподавателем) | 1 |
4 | Приборы и материалы (использованные и необходимые для выполнения работы) | 1 |
5 | Описание конструкции устройства | 1 |
6 | Описание принципа действия устройства или явления (описание физических законов и явлений, объясняющие работу). | 1 |
7 | Объяснение содержания исследования (объяснение процесса проведения исследования) | 1 |
8 | Оформление полученных результатов в виде таблиц или графиков. Приведение нормативных уровней измеряемой величины (если такое предусмотрено работой) | 1 |
9 | Необходимые иллюстрации | 1 |
10 | Вывод (соответствие или несоответствие нормам на основании сравнения измеренных величин; описание закономерности и зависимости на основании сравнения величин, измеренных при различных условиях) | 1 |
Требования к оформлению, приведённые выше, не только обучают учеников к оформлению своих результатов в виде статьи или видеоролика, а также имеют воспитательную составляющую, которая должна развивать патриотизм. Это выражено в виде требования к указанию страны и региона где выполнен проект.
Оценивание тематических и исследовательских проектов должно обязательно осуществляться на основании заранее разработанных критериев, примеры которых приведены в табл. 1 и 5. Окончательная оценка выставляется на основании системы оценивания учителя согласно набранным баллам, приведенным в этих таблицах.
Вывод
Внедрение проектной деятельности на уроках физики позволило не только обеспечить основу для формирования и развития когнитивных умений учащихся, что является обязательными в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта, но и повысить интерес к изучению предмета.
Литература:
[1] - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (ФГОС ООО). - М.: Просвещение, 2012 г.
[2] – Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 80.
.