Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современный урок физики

Обобщение опыта работы: «Организация проектной деятельности на уроках физики в условиях перехода на ФГОС»

Мударисов Рамиль Миннесалихович, учитель физики первой квалификационной категории
МАОУ «Лицей-интернат №7» Ново-Савиновского района г. Казани

Современное общество характеризуется большими объемами накопленной информации и темпами ее обновления и пополнения. Поэтому во всех отраслях жизнедеятельности человека к нему выдвигаются повышенные требования в области поиска, получения, анализа и синтеза информации. Система общего образования, ориентированная на передачу только знаний, не позволяет человеку соответствовать данным требованиям современного общества. Поэтому она должна переходить на уровень, на котором позволит развивать в людях навыки и умения самостоятельно работать со знаниями, иными словами в процессе образования важное значение должно быть уделено формированию когнитивных умений обучающихся.

Формирование когнитивных умений у учащихся также отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения (ФГОС), который устанавливает следующие требования к результатам освоения программы среднего (полного) общего образования: готовность к самостоятельной творческой, информационно-познавательной деятельности и самообразованию; умение самостоятельно определять цели и составлять планы, выдвигать гипотезы и проверять их; владение методами самостоятельного планирования, проведения и анализа результатов физических экспериментов; владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Достижение вышеприведенных требований реализуется применением проектной деятельности, что позволит одновременно развивать большинство необходимых современному человеку навыков и умений.


Проектная деятельность (метод проектов)

Метод проектов — форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей. [2]


Целью организации урочной и внеурочной проектной деятельности по физике является формирование когнитивных умений учащихся.

Опыт применения проектной деятельности показал, что можно выделить следующие виды урочных и внеурочных проектных работ: тематические и исследовательские (конструкторские) проекты.


Тематические проекты выполняются согласно изучаемым по программе темам и позволяют укрепить и преумножить знания и умения, как правило, только по изучаемым на уроках темам и разделу тем.

Такие проекты выполняются учениками вне уроков и имеют следующие особенности и требования: выполняются согласно изучаемой теме или разделу тем (модуль); являются краткосрочными (до 2 недель); основаны на конструировании изделия, устройства или технического решения; имеют конкретные (четко определенные) требования к готовым изделиям и критерии оценивания.

Любая работа учеников должна иметь оценку качества и полноты выполнения. Оценка является обоснованной и справедливой в том случае, если она проставлена на основании определенного критерия. При этом критерии оценки должны быть понятными и достижимыми. Критерии к выполнению проектов, естественно будут различными, так как проекты выполняются на различные тематики.

Пример требований к тематическому проекту и критериев оценивания для проекта «Конструирование источника тока»», выдаваемого в рамках изучения тем по разделу «Электричество», приведен в табл. 1.

Таблица 1. Критерии к выполнению проекта

« Конструирование источника тока»

Описание содержания

Балл

1

Выполнение в указанный срок (2 недели)

1

2

Работоспособность (выходное напряжение более 0,25 В)

1

3

Механическая устойчивость/прочность (при двух падениях не теряет функции)

1

4

Возможность питания конкретного устройства (например: от источника работает светодиод)

1

5

Эстетичный внешний вид

1



Для повышения мотивации учеников в рамках тематических проектов можно устраивать различные конкурсы и соревнования, по результатам которых ученикам можно ставить дополнительные оценки. Так, например, по проекту «Конструирование источника тока», приведенному в таблице 1, можно провести конкурс на изготовление батареи с наибольшим напряжением (или с наибольшей энергетической ёмкостью). Ученик, изготовивший батарею с наибольшим напряжением (или емкостью) выигрывает конкурс и получает дополнительную оценку.

В табл. 2 приведены примерные темы тематических проектных работ для учеников 8 классов, а также указаны примерные сроки их выполнения и наименования критериев конкурса.


Таблица 2. Примерные темы тематических проектных работ для учеников 8 классов

Тема проекта

Срок выполнения

Наименование критерия конкурса

1

Конструирование термоса

2-3 недели

Максимальное теплосбережение

2

Конструирование психрометра

2-3 недели

-

3

Конструирование электроскопа

2-3 недели

Максимальная чувствительность

4

Изготовление источника тока

2-3 недели

Наибольшее напряжение, энергоемкость

5

Изготовление разветвленной электрической цепи

2-3 недели

Наибольшее количество ветвей, элементов

6

Конструирование соленоида (электромагнита)

2-3 недели

Наибольшая сила Ампера

7

Конструирование реостата

2-3 недели

Наибольшее сопротивление, широкий диапазон регулирования

8

Изготовление предохранителя

2-3 недели


9

Изготовление перископа

2-3 недели

-

10

Конструирование проектора

2-3 недели

-


Исследовательские (конструкторские) проекты – проекты, в процессе которых выполняется конструирование какого-либо устройства с проведением последующего исследования на основе разработанного устройства, а также проведение исследований на основе имеющихся измерительных приборов и устройств.

Исследовательские проекты выполняются учениками также вне уроков и имеют следующие особенности: выполняются согласно изученной ранее теме или разделу тем (модуль), но допускается включать неизученные ранее темы при условии возможности их самостоятельного изучения; имеют более длительный срок выполнения (до 1-2 месяцев); основаны на конструировании определенного изделия или измерительного устройства (исключение – сложные измерительные приборы); в рамках проекта проводится исследование какого-либо параметра; результаты проекта должны быть оформлены в виде статьи; общие требования и критерии оценки.

В табл. 3 приведены примерные темы исследовательских (конструкторских) проектных работ для учеников.

Таблица 3. Примерные темы исследовательских (конструкторских)

проектных работ

Тема проекта

Исследование, выполняемое в рамках проекта

1

Конструирование ракеты

исследование высоты и дальности полета от давления и концентрации жидкости

2

Конструирование катапульты или арбалета

исследование дальности полета от угла между направлением вылета снаряда и горизонтом

3

Изготовление нитяного маятника

исследование периода и частоты от длины и амплитуды колебаний

4

Конструирование соленоида (электромагнита)

исследование свойств электромагнита от величины напряжения, тока и конструкции

5

Конструирование трансформатора

исследование вторичного напряжения и коэффициента трансформации от тока нагрузки

6

Конструирование машины с механизмом от мышеловки

исследование дальности проезда от вида поверхности

7

Изготовление парашюта

исследование силы сопротивления от особенностей конструкции

8

Центр тяжести страны

определение центра тяжести

9

Определение шумовой загрязненности среды

измерение уровня шума

10

Конструирование психрометра

исследование влажности в помещениях учебного заведения

Опыт работы показал, что при выполнении проектов ученики нуждаются в дидактических материалах, которые будут подсказывать этапы выполнения проекта. В табл. 4 приведены основные этапы и сроки выполнения этапов исследовательского проекта, с которыми необходимо ознакомить учеников.

Табл. 4. Этапы и сроки проведения проектных работ

Этап

Срок выполнения

1) Выбор темы проекта


2) Поиск и анализ информации и литературы:

а) планирование цели проекта и его задач;

б) поиск и анализ информации по достижению задач проекта;

в) приготовление списка необходимых приборов и материалов.

2 недели

3) Конструирование модели устройства:

а) изготовление первичной (тестовой) модели;

б) испытание модели на наличие проблем и дефектов;

в) устранение дефектов и улучшение модели.

2 недели

4) Проведение исследований на изготовленной модели:

а) исследование заданной зависимости;

б) анализ результатов исследования.

1 неделя

5) Публикация результатов проекта в виде статьи

2 недели

6) Подготовка видеоролика (1-3 мин) (при необходимости)

1 неделя

7) Подготовка презентации результатов исследования (при необходимости)

1 неделя


В современном мире помимо разработки конкретного проекта требуется его продвижение и представление потенциальным потребителям. Поэтому от разработчиков проекта требуется умение представить свой проект широкой публике. По желанию самих учеников допускается дополнить этапы выполнения проекта подготовкой презентации и видеоролика на 1-3 минуты.

В табл. 5 приведены примерные требования, необходимые для оформления статьи, презентации и видеоролика, которые необходимо представить ученикам для ознакомления.

Табл. 5. Требования к выполнению проекта, оформлению статьи, презентации и видеоролика

Описание содержания

Балл

1

Место обучения, оформившего работу (страна, регион, город, учебное заведение) с приведением государственных флагов и символики (флаг страны и региона, символ школы)

1

2

Название работы

1

3

Цель работы (должна быть четко и правильно сформулирована, должна включать дополнительный исследовательский вопрос, выданный преподавателем)

1

4

Приборы и материалы (использованные и необходимые для выполнения работы)

1

5

Описание конструкции устройства

1

6

Описание принципа действия устройства или явления (описание физических законов и явлений, объясняющие работу).

1

7

Объяснение содержания исследования (объяснение процесса проведения исследования)

1

8

Оформление полученных результатов в виде таблиц или графиков.

Приведение нормативных уровней измеряемой величины (если такое предусмотрено работой)

1

9

Необходимые иллюстрации

1

10

Вывод (соответствие или несоответствие нормам на основании сравнения измеренных величин; описание закономерности и зависимости на основании сравнения величин, измеренных при различных условиях)

1


Требования к оформлению, приведённые выше, не только обучают учеников к оформлению своих результатов в виде статьи или видеоролика, а также имеют воспитательную составляющую, которая должна развивать патриотизм. Это выражено в виде требования к указанию страны и региона где выполнен проект.

Оценивание тематических и исследовательских проектов должно обязательно осуществляться на основании заранее разработанных критериев, примеры которых приведены в табл. 1 и 5. Окончательная оценка выставляется на основании системы оценивания учителя согласно набранным баллам, приведенным в этих таблицах.

Вывод

Внедрение проектной деятельности на уроках физики позволило не только обеспечить основу для формирования и развития когнитивных умений учащихся, что является обязательными в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта, но и повысить интерес к изучению предмета.


Литература:

[1] - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (ФГОС ООО). - М.: Просвещение, 2012 г.

[2] – Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 80.


.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687