Кабудинова Эльмира Маликовна, заместитель директора,
МБОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани
Каждому учителю Российской Федерации знакома аббревиатура ФГОС. Учитель физики, как и любой другой педагог, должен задуматься: «Что изменилось в стандарте второго поколения? Что необходимо изменить в преподавании физики»?
Сравнивая федеральный компонент государственного стандарта по физике 2004 года и ФГОС ООО среди многих отличий следует отметить следующее:
Федеральный компонент государственного стандарта по физике 2004 года | ФГОС ООО |
детально описано содержание образования темы, дидактические единицы | содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам: личностным, метапредметным, предметным |
результат образования единый обязателен для всех | результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный: «Выпускник научится...» или «Выпускник получит возможность научиться...» |
определена совокупность знаний как главная ценность обучения | прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть выпускник |
не определены условия реализации образовательной программы | определены требования к условиям реализации основной образовательной программы (создание комфортной для ученика и учителя образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и социального здоровья школьников, высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся) |
Ответ на второй вопрос, казалось бы, очевиден. Физика – наука экспериментальная. И в основе изучения физики всегда был деятельностный подход. Преподавание физики невозможно без активного участия обучающихся. Действительно, начиная изучать тему, учитель мог предложить простые опыты, занимательные и выполнимые в домашних условиях без лабораторного оборудования. В классе изучение явлений и закономерностей может опираться на эксперимент, проделанный учениками. В процессе изучения темы обязательно выполнение лабораторных работ. Именно эксперимент позволяет организовать групповую работу на уроке (комплект лабораторного оборудования поставляется в школы из расчета: один комплект парту). Именно учитель физики неустанно задает ученикам вопрос «Почему»?
Значит, учителю физики ничего менять не надо? Учитель не может остаться прежним, когда изменились дети. Изменились образовательные потребности детей и родителей. Кроме того, распространено стандартное мнение, при первых же затруднениях в изучении физики ребенка объявляют гуманитарием, апеллируя к тому, что физика ему после окончания школы не пригодится. Другая крайность: «Я буду сдавать ЕГЭ по физике, мне нужно лишь умение решать задачи».
Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает учителю в этих условиях новую роль. Роль наставника, направляющего ученика, помогающего ему в реализации индивидуальной образовательной траектории. Учитель должен изменить подходы к организации учебной деятельности на уроках физики. Использование активных методов обучения – необходимость. Но учитель может возразить: «Я должен подготовить к ЕГЭ, а отказ от классических методов преподавания не способствует этому».
Учителя в рамках курсовой подготовки вооружили нормативно-правовой базой перехода к ФГОС, что чрезвычайно важно. Но учитель должен идти на урок, зная какие активные формы ведения урока он может использовать и к каким результатам приведет применение этих методов. Как мотивировать к изучению физики всех обучающихся, как сделать обучение физике доступным, и одновременно научным, когда учить творчеству? Частично эта проблема решается в рамках методического коучинга программы «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан». Первый этап – вовлечение в активную деятельность на уроке всех обучающихся («Обучение в сотрудничестве»), второй – развитие критического мышления («Формирование культуры мышления»), третий – развитие креативного мышления («Креативное решение проблем»). Если первый этап у кого-то вызывал удивление, то во время второй и третьей программы педагогам пришлось «поломать головы» над отдельными заданиями. Прошедшие обучение по трем программам признали, что и критическое мышление и креативные привычки учитель может развить на уроке.
Здесь есть свои проблемы. Небольшое число специалистов, проводящих тренинги, соответственно время проведения тренингов смещается на выходные дни. Что приводит к повышенной нагрузке на педагогов и методистов. Методический коучинг, осуществляется методической службой района и требует значительных временных затрат. Для повышения качества и эффективности коучинга необходимо создать группу специалистов, занимающихся только вопросами совершенствования качества преподавания.
Учитель, точнее его «обновленная версия», будет вооружен современными методами преподавания, готов к выполнению своей миссии. Перед ним встает новый вопрос: «Как оценить результаты освоения образовательных программ в новых условиях»? Ответ на этот вопрос учитель может получить во время курсовой подготовки. В ответе должна содержаться система оценивания по всем результатам освоения образовательной программы именно по преподаваемому предмету.
Для обеспечения оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного образования и принятия ими идеологии ФГОС общего образования необходимо создать условия для развития профессиональной компетентности педагогического сообщества.
Использованные информационные источники:
1. Федеральный компонент государственного стандарта, образовательный
стандарт основного общего образования по физике, 2004 год
2. http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования