Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современный урок физики

Активизация познавательной деятельности учащихся с применением ЭОР на уроках физики и во внеурочной деятельности

Титова Ирина Владиленовна, учитель физики 1 категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 170 с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново-Савиновского района г.Казани

В статье приводится опыт по применению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках физики и во внеурочной деятельности. Использование ЭОР рассматривается как один из эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся.

В настоящий момент при преподавании уроков физики на базовом уровне наблюдается потеря интереса к освоению новых знаний при традиционном подходе к преподаванию. Причины происходящего видятся в следующем:

· изучение большого объёма сложной естественно-научной информации в сжатые сроки в связи с сокращением количества часов, выделенных на предмет;

· не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах;

· невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы из-за отсутствия дорогостоящего демонстрационного оборудования,

· изучаемый материал слабо применим в повседневной жизни, и не всегда соответствует актуальным интересам учащихся.

Таким образом, напрашивается вывод о необходимости внедрения новых форм и методов обучения. В ежедневной работе учителя для привлечения внимания учащихся в процессе обучения использование ЭОР является эффективным средством.

Активное использование компьютера в школе приводит к изменению и самого стиля преподавания, способствует развитию проектной формы учебной деятельности. Разнообразная программная продукция помогает ученику проводить опыты, обрабатывать результаты, визуализировать сложные физические процессы, приобрести опыт работы с экспериментальными данными, представленными в графическом виде.

Физика – наука экспериментальная, и для её полноценного изучения необходимо проводить опыты. В современной школе физика стала еще и наукой компьютерной. Физик-исследователь использует компьютер как составную часть экспериментальной установки, физик - теоретик работает с ним для моделирования изучаемых явлений. Но оба они обращаются к компьютерным базам данных. Поэтому современное полноценное изучение физики невозможно представить без включения компьютера в учебный процесс.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы для ученика является вполне привычным, тем самым становится одним из эффективных способов повышения мотивации в обучении, развития творческих способностей. Компьютерный урок упрощает обратную связь между педагогом и учеником, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, побуждает к самообразованию, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке.

Использование компьютера на уроках должно привести к следующим положительным результатам:

· увеличение объёма зрительной информации существенно повышает качество и эффективность преподавания физики;

· деятельность с применением компьютера привлекают учащихся, активизирует познавательный процесс;

· красочность компьютерной графики способствует развитию наглядно-образного мышления,

· урок соответствует характеру современного труда (работа с компьютером);

· обеспечивается оперативный доступ к большому объему информации, учащиеся приобретают опыт самостоятельной работы и систематизации новых знаний;

· учащимся предоставляется возможность ведения исследовательской работы с применением компьютерной модели, они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности;

· ученик может задать индивидуальный, удобный ему темп обучения;

· приобретается опыт работы в команде, формируется культура мышления;

· учащиеся приобретают навык эффективного использования персонального компьютера в процессе обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

· при изложении нового материала компьютер позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными физическими моделями, текстами и видеофрагментами. Компьютерные модели вызывают дополнительный интерес учащихся, позволяют продемонстрировать то, что затруднительно показать в натуральном эксперименте и сложно в восприятии статических рисунков в учебнике. Ссылки на сетевые цифровые образовательные ресурсы позволяют учащимся просмотреть эксперимент при подготовке к следующему уроку ((http://class-fizika.narod.ru/vid.htm),

· в демонстрационном эксперименте компьютер используют как часть установки, либо как вспомогательное устройство, позволяющее демонстрировать всему классу такие явления, которые обычно удается наблюдать только в микроскоп (например, броуновское движение). Кроме того, компьютер позволяет ускорить обработку результатов эксперимента. На моих уроках активно используется виртуальная физическая лаборатория «Физический эксперимент» (КПФУ),

· при решении задач компьютер применяется для предъявления текстов задач, проверки ответов, автоматизации расчётов. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики. Для этой цели могут быть использованы интерактивные модели сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://files.school-collection.edu.ru/),

· при выполнении лабораторных работ в условиях недостаточной оснащенности кабинета лабораторным оборудованием эффективной заменой становится комплект компьютерных экспериментов «Живая физика» (версия 4.3),

· для повышения успеваемости учащихся, пропустивших уроки, с трудом воспринимающих материал, недостаточно использовать только учебники для повторения материала. Для этих случаев удобно использовать материалы сайта InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/ru/school/physics/-klass), где доступны полноценные тематические видеоуроки,

· для увлекающихся и заинтересованных в изучении предмета учеников могут быть использованы материалы из раздела «Достижения науки и техники» сайта Класс!ная физика для любознательных (http://class-fizika.narod.ru/tepl.htm),

· применение компьютера для контроля знаний, в связи с введением Единого государственного экзамена интерес могут представлять программы, обеспечивающие тренировку учеников в ходе подготовки к нему, например, «Готовимся к ЕГЭ» версия 2.0 (Просвещение – МЕДИА).

Таким образом, различные виды учебной деятельности на уроке и вне урока можно организовать с помощью информационных технологий. Перечень программных средств и цифровых образовательных ресурсов, использованных в работе, приведен в приложении 1.


Список литературы

1. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – Москва: Просвещение, 2014;

2. Александрова З.В., Анатольев В.Н. и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11кл. Выпуск 2. – Москва: «Планета», 2013;

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - Москва: Академия, 2003;


Приложение 1


Перечень программных средств

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики в 7-11кл» (ООО «Кирилл и Мефодий»),

2. Комплект компьютерных экспериментов «Живая физика» (версия 4.3),

3. Виртуальная физическая лаборатория «Физический эксперимент» (КПФУ),

4. Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, и др. Физика 10, 11кл. ( «Просвещение»),

5. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы (ООО «Планета»),

6. 1С: Школа. Физика, 10-11 класс. Подготовка к ЕГЭ.


Перечень цифровых образовательных ресурсов

1. InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/ru/school/physics/8-klass)

2. Справочные таблицы по физике http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm

3. Класс!ная физика для любознательных (http://class-fizika.narod.ru/tepl.htm)

4. Занимательная физика в вопросах и ответах. (http://elkin52.narod.ru/opit/opit.htm)

5. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/)

6. Сайт интегрированных учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН http://college.ru/fizika/

7. «Школьная физика» сайт учителя физики А.С. Шептикина (http://physik.ucoz.ru/index/testy/0-10)

8. «Регельман В.И. Обучающие трехуровневые тесты по физике» (http://www.physics-regelman.com/).

9. Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей http://www.fizika.ru



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687