Соловьева Ольга Павловна, учитель физики высшей квалификационной категории,
МБОУ «СОШ №20» Московского района г.Казани
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А.Дистервег
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс практико – ориентированных заданий и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
Проблема содержания курса естественных наук и, в частности, физики, была актуальной всегда. Физика - не только совокупность теоретических данных, но и развитие взглядов на природу, формирование мировоззрения, отношения к действительности. Обилие материала и глубина его описания не нужны всем учащимся. Изучение физики не должно тонуть в формулах, определениях и законах, оно должно развивать основы мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания.
Цель обучения физике: формирование научных знаний в области естественных наук, понятий, законов, современной физической картины мира; формирование экспериментальных умений и навыков, знакомство с основными направлениями научно-технического прогресса. В результате обучения физике учащийся должен не просто освоить школьную программу, а научиться самостоятельно, приобретать и применять знания в любой ситуации.
Сегодня мы пользуемся программами и учебными пособиями, которые адаптированы на традиционное преподавание предмета в школе. Конечно, существенные преимущества в этом есть. Предлагаемый материал и формы его подачи способствуют всестороннему раскрытию потенциала учащихся. В процессе изучения физики ученики приобретают умения и навыки, которые, несомненно, пригодятся им в жизни.
Цели физического образования обусловлены общими целями образования, а ведущей тенденцией является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития личности. Курс физики должен быть направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, решать прикладные задачи, развитие творческих способностей. Становление и развитие творческой личности является главной целью при обучении физике.
Одной из главных задач развития личности в процессе обучения является формирование творческой и познавательной активности учащихся. Учитель должен стремиться создать такую обстановку в классе и на уроке, чтобы у детей возникла положительная мотивация учебной деятельности.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
Безусловно, для того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником учебно – воспитательного процесса существует немало возможностей. Это современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса учащихся.
Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «физика» открывает для этого много возможностей. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Процесс обучения это не столько процесс «перекачки знаний», сколько процесс управления состоянием ученика, процесс создающий условия для формирования познавательных процедур, следствием которых и являются приобретаемые знания. Деятельность первична – знание вторично.
Важно, сохранив все самое лучшее в традиционных методах, которые позволяют сохранить высокий уровень преподавания физики, внедрить инновационные элементы в обучении.
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Физика – один из самых трудных школьных предметов.
Усилить практический аспект подготовки школьников можно за счет использования теории практико – ориентированного обучения, основная цель которой – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ науки важно на всех этапах обучения в каждую изучаемую тему включать материал, отражающий значение веществ, природных закономерностей в повседневной жизни.
Однако, основная масса предлагаемых авторами учебников заданий -стандартные, а в жизни человек сталкивается с задачами нестандартными. Поэтому и необходима система учебных практико – ориентированных заданий по некоторым наиболее значимым темам курса физики. Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить. А это шаг к воспитанию творчески активной личности.
Практико – ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально – теоретические, расчетные.
Приведем примеры таких заданий: почему нельзя тушить бензин водой? (теоретическое); как изменится период колебаний математического маятника, если его переместить на планету Марс? (расчетное); определите удельное сопротивление проводника (экспериментально - расчетное).
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные и метапредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по физике), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Практико – ориентированные задания не только можно, но и нужно использовать на каждой ступени школы, средних и высших учебных заведений. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация ребят к учению! На мой взгляд, это наибольшая проблема современной школы, которая с успехом может быть разрешена. На всё воля учителя, и ему выбирать, какой дорогой пойдет он сам и его ученики.