Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современный урок физики

Использование современных информационных технологий на уроках физики

Быкова Светлана Вадимовна, учитель физики МБОУ «СОШ №23»
Ново-Савиновского района г. Казани

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.

Опрос учащихся нашей школы показал, что пятый школьник имеет домашний компьютер. В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, класс, оснащенный мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, цифровая видеокамера, телевизор, DVD плеер. Уроки информатики ведутся со второго класса, поэтому, учащиеся старшего звена умеют работать в программах MicrosoftWord, Excel, PayerPoint, Paint. Имеют навыки работы в растровых и векторных редакторах, с цифровой техникой. Учащиеся владеют Интернет технологиями. Учащиеся 9-11 классов осознают, что современный мир будущего не возможен без компьютеров. Тем более если ученик планирует учиться далее в вузе. Персональный компьютер в эпоху Internet является не только средством производства информации, но и доступа к ней.

В процессе преподавания физики понимаешь то, что не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.

Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ и утилиты позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.

Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.

Добавим сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.

Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий. Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Причин, которые ведут к потере интереса к освоению новых знаний, к овладению технологией познавательной деятельности (и как следствие потере интереса к предмету), видим несколько:

- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.

- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;

- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаги и невозможность проверки полученного результата на практике);

- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;

- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;

Для побуждения интереса к обучению, можно включить во время обучения следующие приемы:

- объяснения физических процессов и явлений на фотографиях, сделанных учениками.


- уроки решения физических задач с применением 3d Grafter

Использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий:

составление и решение как графических, так и количественных задач с использованием ИКТ;

· подбор, составление вопросов и задач на материале окружающей природы, современной техники;

Межпредметные связи, как основа комплексных исследований учащихся.

Полученные на уроках навыки исследовательской работы, а также результаты работы на уроках физики используются учащимися на уроках информатики и факультативных занятиях информатики:


- создание программ решения задач на языке Турбо Паскаль.

- построение моделей физических процессов (явлений) в приложении Microsoft Excel.



- Анализ графика, полученного с помощью программы для записи звука.


· Создать собственный тест по физике с помощью программы MyTest.


Это все дает нам:

-осуществлять межпредметные связи «информатика – физика» для решения физических задач на уроках информатики средствами программирования и построения компьютерных моделей физических явлений (процессов).

-повышать качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности школьника.

- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования.

-принимать активное участие в разработке задачников с применением ИКТ для подготовки обучающихся.

-изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области применения ИКТ .

Литература:


- А.Ф. Кавтерев «Особенности использования компьютерных моделей при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися»

- Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»

- Н.Н. Гомулина «Методика проведения компьютерной лабораторной работы»

- А.Ф. Кавтарев «Виды заданий к компьютерным моделям»

- «Методика работы с лабораториями Института новых технологий»

- С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в 7-8 классах» (из опыта работы) М., Просвещение 1990 г.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687