Мироненко Татьяна Оскаровна, учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №8» Советского района г. Казани
Физика - одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования. В современных условиях кабинет физики становится центром формирования экспериментальной, информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся.
От содержания работы кабинета физики в школе зависит, каким будет выпускник 21 века.
Условия работы в кабинете физики
Одним из принципов организации работы кабинета физики является принцип соответствия кабинета санитарно-гигиеническим нормам и требованиям правил безопасности: имеются инструкции, с учениками проводится инструктаж, ведется журнал по технике безопасности, есть комплект противопожарного инвентаря и аптечка.
Соблюдаются размеры проходов и расстояния между предметами оборудования. Освещение, водоснабжение, воздушно-тепловой режим в кабинете соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
В кабинете есть затемнение - рулонные шторы. Для выполнения практической части программы от электрощита к закрепленным столам подводится напряжение 42В переменное, которое преобразуется в 4В- 12В как переменного, так и постоянного тока.
Педагогическая лаборатория учителя
Нормативные документы:
· Закон об образовании;
· Конвенция о правах ребенка;
· Стандарты образования;
· Примерные программы по физике;
· Санитарно-эпидемиологические нормы;
· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Для того, чтобы кабинет выполнял функцию современной педагогической лаборатории, он должен иметь не только паспорт и план работы на год, но и перспективный план развития.
Эффективная реализация рабочих программ, программы элективного курса «Технология решения графических задач по кинематике», программ работы с одаренными и со слабоуспевающими учениками обеспечена оснащенностью кабинета печатными, дидактическими, методическими пособиями, материалами для подготовке к олимпиадам .Для учащихся 7-ых и 8-ых классов есть дидактический материал в виде опорных конспектов, маршрутных листов изучения тем, технологических карт экспериментов, карточек – заданий, заданий для работы по методу научного познания. При проведении учебных заданий с использованием цикла научного познания повышается познавательная активность, самостоятельность формируются такие качества личности как ответственность, настойчивость в получении нужного результата. В программе работы с одаренными детьми имеются задания для домашних исследовательских экспериментов. Тексты контрольных и проверочных работ составлены с учетом профиля класса. Обучение ведется по УМК Перышкин, 7,8, классы и УМК Мякишев 10 классы (базовый и профильный уровень).
В кабинете имеется аннотированная картотека книг: справочники, словари, энциклопедии, литература для внеклассного чтения, при подготовке докладов, сообщений творческих работ, при подготовке к олимпиадам. Тренировочные задания школьники решают по сборникам Рымкевич и Лукашик, Иванова, Степановой.
Технические средства обучения соответствуют нормативным требованиям. К интерактивной доске накоплен материал, позволяющий повысить интерес к предмету.
Формирование лабораторного и демонстрационного оборудования L- микро в форме тематических комплектов оптимизирует организацию эксперимента при условии его систематизации по разделам. При демонстрациях используется компьютерно измерительный блок и датчики.
Оснащение кабинета лабораторным оборудованием -95%, демонстрационным – 87%, оборудованием для практикума- 86 %, учебно-методической литературой порядка 100%.
На сегодняшний день накоплена значительная база цифровых образовательных ресурсов, которая повышает эффективность учебного процесса. Как же мы с ней работаем? В тематическом планировании находим урок, по гиперссылкам можно перейти к видеофайлам, презентациям и тестам.
Электронная папка для внеклассных мероприятий содержит презентации и сценарии КВНов, физ. боев, конференций, игр, викторин. Имеется раздаточный материал: кроссворды, ребусы, физическое лото.
Эстетика оформления кабинета
Рабочая зона учителя в кабинете делится на 2 части:
1-я это часть кабинета с демонстрационным столом, рабочим столом с компьютером и многофункциональным устройством.
Вторая часть рабочей зоны учителя это лаборантская.
Стенды кабинета:
1. «Латинский и греческий алфавит»
2. «Физические постоянные»
3. «Десятичные приставки»
4. «Международная система единиц (СИ)»
5. «Шкала электромагнитных излучений»
6. Стенд-лента «Выдающиеся ученые – физики»
7. Стенд-книжка «Информация»
8. Электрифицированный модуль «Электричество. Приборы»
9. Интерактивный маркерный стенд «Шкала электромагнитных излучений»
10. Стенд-уголок «Юный физик»
Первые 7 стендов являются постоянными экспозиционными материалами. Периодическая система элементов Дмитрия Ивановича Менделеева имеется в отдельной электронной папке «Интерактивные плакаты» и в приложениях для учащихся. В этих же приложениях школьники могут найти справочные таблицы, начиная с таблицы плотности и кончая таблицей Брадиса. В электронном виде демонстрируются также портреты ученых-физиков, не изображенных на стенде. Стенд «Юный физик» - сменный стенд. Электрифицированный модуль «Электричество. Приборы», интерактивный маркерный стенд «Шкала электромагнитных излучений» являются обучающими и контролирующими.
Большую помощь в оформлении кабинета оказал вертолетный завод. Результатом совместной работы гимназии, КНИТУ - КАИ и Казанского вертолетного завода является высокий интерес к изучению физики.
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за 3 года в профильных классах.
Наши выпускники выбирают профессии, связанные с физикой
Возможности кабинета позволяют вовлечь учеников в олимпиадное и конкурсное движение. Наш кабинет имеет не только лаборантскую, но и лабораторию для исследовательской работы учащихся.