Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Кабинет физики

Пространство кабинета физики

Лопатина Полина Александровна, учитель физики
МБОУ «Лицей №159» Советского района г. Казани

Необходимым условием эффективного обучения физики является современный технически оснащенный, безупречно эстетически оформленный кабинет, предполагающий большие возможности творческого развития как учителя, так и ученика.

Я говорю, как посажено дерево, так оно и вырастет, что по-видимому означает, что я как педагог, могу направлять силы развития ребенка.

С этой целью, основополагающей в работе кабинета являются различные виды психологических и педагогических обследований учащихся: Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой, Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, Оценка уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Принципы обследования ученика

1) Не навреди

2) Информационное согласие родителей

3) Побудительные стимулы

4) Анонимность

5) Информирование участников

Следующий этап деятельности в данном направлении - работа с детьми, проявляющими интерес к изучению физики, учащимися с высокой мотивацией к обучению, с одаренными детьми. Ребята работают в студии «Ассистент-лаборант», где получают практические навыки работы в лаборатории, помогают учителю при проведении лабораторных и практических работ, занимаются с отстающими по предмету учениками.

Теоретические знания ребята расширяют в клубе «Теоретиков и исследователей», на кружке «История физики». План работы с одаренными детьми предусматривает подготовку и участие в олимпиадах различного уровня, а также в дистанционных и очных конкурсах, участвуя в которых ребята получают необходимые навыки решения задач повышенной сложности. В старших классах, где учащиеся определились с профилем обучения, предлагаются авторские элективные курсы «Решение физических задач криминального содержания (Раздел баллистики)», «История физики в России», «Решение задач повышенного уровня».

Программа работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению физики предусматривает следующие приемы коррекционной работы на уроке:

· Индивидуальные задания

· Увеличение времени на выполнение работы

· Ответ по плану, работа по алгоритму

· Согласование домашнего задания с учеником

· Анализ и систематизация ошибок, работа над ошибками

Учащиеся совместно с учителем ведут индивидуальную тетрадь, в которой отражена работа по коррекции знаний, устранению пробелов, прописан индивидуальный маршрут ученика.

Кабинет физики визуально можно разделить на несколько зон: Учебно-демонстрационная зона, учебно-наглядная зона, лабораторно-практическая и методическая зона, Музей Занимательной Физики.

Учебно-демонстрационная зона включает

· Интерактивную доску

· Демонстрационный стол

· Документ-камеру

Рабочее место учителя- это виртуальная лаборатория учителя, весь материал которой имеется в свободном доступе для учеников в моноблоках лабораторно- практической зоны.

Виртуальная лаборатория основана на использовани различных прграмм, в том числе прграмма «1 С образование», которая систематизированна по разделам физики:

Механика, Молекулярная физика и термодинамика, Электродинаимика, Оптика, Специальная теория относительности, Квантовая и ядерная физика, Методы познания.

Каждый из этих разделотв включает в себя следующие объекты:

Анимации по всем разделам курса физики.

Видеофрагменты используются на уроках физики для демонстрации явлений из жизни и техники, что мы не можем показать в школе.

Интерактивные модели – используются на уроках при решении задач, для наглядной демонстрации при изучении нового материала.

Фотографии- в этом разделе представлены фотографии всех необходимых физических приборов в ярких красках.

Рисунки- их можно использовать при объяснении понятий, определений, явлений.

Определения- все определения изучаемого раздела, со звуковым сопровождением, с правильным произношением названий и величин.

Формулы – по каждой изучаемой теме.

Таблицы для интерактивной доски, которые можно рассмотреть более детально по всем темам раздела .

Используется комплекс по подготовке к ЕГЭ из прграммы «1С образование», в котором содержится более 1000 задач по всем разделам физики с теоретическим и справочным материалом для учеников 10-11 классов, и задачи для устранения пробелов знаний, которые делятся на вербальные, образно-графические, формульно-аналитические и числовые. Например, образно графическая-задача, ребенок дает ответ, и если он неверный, то он переходит к теоретическому материалу, устраняет пробел. Этот комплекс есть и на моноблоках для групповой и индивидуальной работы.

И это далеко не все возможности нашей виртуальной лаборатории, есть презентации, видеосборники задач и лабораторных работ, программы с тестами.

Мною собрана полная коллекция интерактивных разработок уроков к учебнику Перышкина с 7 по 9 класс, флэш-анимаций и видеороликов, тематических тестов с Единой коллекции Центральных Образовательных Ресурсов. Детям очень нравятся такие интерактивные презентации и они с удовольствием принимают участие в таком уроке, где самому можно оживить модели.

Также в нашей виртуальной лаборатории физики есть проектная среда «Живая физика», предназначенная для демонстраций и лабораторных работ, которые помогают подготовить домашнее задание самостоятельно, сделать более наглядным абстрактные идеи и теоретические построения.

Все необходимые книги, учебники и справочная литература в электронном виде систематизированы в аннотированной электронной библиотеке для учителя и ученика.

Учебно-наглядная зона кабинета включает в себя :

· Стенд-ленту «Шкала электромагнитных колебаний»

· Портрет ученого-физика Джеймся Максвелла, внесшего большой вклад в изучение электромагнитных волн

· Стенд-уголок «Техника безопасности на уроках физики»

· Международная система единиц. Физические постоянные. Приставки.

· Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

· Стенд- таблица «Формулы для решения задач по физике»

· Вторая магнитная доска для творческой и проектной деятельности учащихся:

В оформлении учебно-демонстрационной зоны присутствует музейный компонент. Процесс научного познания основан на абстрактном мышлении, не лишен эстетического элемента. Творческие поиски в науке всегда эмонационально окрашены. Здесь представлены картины с изображением поверхностей различных материалов, выполненные с помощью зондовых микроскопов. Ученые –физики- они же лирики, приукрасили с помощью графических редакторов изображения и ежегодно участвуют в международном конкурсе «Наука как искусство». Лучшие из них мы представили на нашей выставке.

Самой значимой в кабинете является лабораторно-практическая зона- пространство для практической и научно- исследовательской деятельности, где ученики могут самовыражаться, вести поиск и реализацию своих потенциальных возможностей, оттачивать мастерство. Данная зона представлена овальным столом с моноблоками.

Демонстрационный материал размещён в шкафах со стекляными дверцами и классифицирован по разделам физики.

Раздел Механика. В шкафу данного раздела размещены:

- Демонстрационный набор «Вращательное движение», позволяющий проводить порядка 10 опытов.

- Воздушный насос с колоколом

- Учебные весы

К каждому демонстрационному прибору имеется надпись с названием и назначением, чтобы ученики могли мнгократно их воспроизводить и запомнить.

- комплекты для лабораторных опытов L-микро, позволяющие демонстрировать лабораторные опыты по темам кинематики, динамики, работа и мощность.

- индивидуальные минибоксы L-микро на каждый стол. Эти минибоксы L-микро позволяют не только наглядно проводить опыты, но и проводить измерения с помощью датчиков компьютерных измерений.

Следующий раздел «Молекулярная физика» представлен не только демонстрациоными приборами давления, моделью ДВС, но и наборами для лабораторных работ по молекулярной физике и термодинамике на каждый стол. Особое внимание хочу уделить приборам, демонстрирующим газовые законы, которые снабжены компьютерными измерительными датчиками L-микро. Также здесь представлены разработки к этим демонстрациям, в которых есть подробное описание процесса проведения эксперемента и обработки данных.

Центральное место в электродинамике занимает электрофорная машина, также имеется прибор для демонстрации правила Ленца, Электрометры с принадлежностями, конденсатор переменной емкости, счетчик-секундомер, набор ученических Амперметров, вольтметров и миллиамперметров, и конечно же индивидуальные комплекты лаборатории L-микро для проведения лабораторных работ по разделу «Электричество».

Раздел «Оптика» собран по такому же принципу - демонстрационные материалы и индивидуальные наборы для учеников лаборатории L-микро.

Методическая лаборатория учителя систематизирована по классам. Цифра на папке или коробке говорит о № класса, буква о содержимом Тест «Т», Самостоятельная «С», Контрольная «К», карточки для индивидуальной и групповой работы «И». Практически все виды контроля знаний разноуровневые и многовариантные. Например: папка 7-К, это папка с контрольными работами, 7-С.Т. с самостоятельными и тестовыми заданиями.

Хотелось бы отметить большую коллекцию разноуровневых и многовариантных карточек для индивидуальной и групповой работы по каждой теме 7 класса.

В конце каждого урока учащиеся с низкой лабильностью оценивают свою работу на уроке и результаты, и заполняют лист самооценки. Далее я подбираю конкретные задания для конкретного ученика.

Учащиеся стали инициаторами создания музея занимательной физики, который размещён в лабораторной комнате. Лаборатория для лицеистов является логическим продолжением самого кабинета физики с демонстрационным и лабораторным оборудованием, лабораторно-практической зоной для творческой деятельности учащихся, планетарием. На стенах представлен творческий проект в форме картин с описанием, включающий историю развития оптических приборов, звуковых приборов, физических приборов, с которыми встречаемся в быту. Начинался музей в 2014 году, с экспозиции, посвященной 80- летию Юрия Алексеевича Гагарина, часы показывают время старта корабля Восток 1.

Очень интересны проекты детей Музеи Мира: Оптический музей в Йене, музей часов в Ангарске, музей очков в Йошкар-Оле. Коллекция экспонатов из бытовых приборов, часов, фото и видеоприборов собрана силами учащихся, педагогов, родителей лицея. Очень интересна коллекция утюгов. Некоторым экспонатам более 60 лет.

В Музее Занимательной физики есть необычная картина («Сосна. Сан Тропе», 1909 г., автор Поль Синьяк). В центре картины дерево, которое подчиняет все окружение своему движению - небо, воздух, пространство. Так же и в нашем случае, кабинет физики, музей занимательной физики включает каждого лицеиста в познание научной картины мира.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687