Царегородцева Ольга Николаевна
старший методист
УМС ИМО Управления образования г.Казани
по Кировскому и Московскому районам
Для популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год в России был объявлен Годом семьи.
2024 год идет к завершению и уже можно сказать, что в течение этого года особое внимание уделялось укреплению института семьи, поддержке семейных ценностей и развитию мер поддержки.
Семья — это наша опора и поддержка. Это люди, которые любят нас такими, какие мы есть, и принимают со всеми недостатками. В семье люди заботятся друг о друге, поддерживают и помогают.
Семья — это базовая ячейка общества, на которой строится наша жизнь. Традиционные семейные ценности включают верность, уважение, сопереживание и взаимопомощь. Эти качества оказывают сильное влияние на формирование личности и моральное развитие каждого члена семьи.
Дети, растущие в атмосфере традиционных семейных ценностей, лучше понимают важность счастливой семейной жизни. Они учатся жить в гармонии, уважать старших и заботиться о младших. Это помогает им стать более зрелыми и ответственными личностями.
Согласование действий на основе семейных традиций создаёт чувство принадлежности и гармонии в семейном коллективе. Семейные традиции — это обычаи и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение. Они могут быть разными: от совместных ужинов до шутливых прозвищ.
Уважение и доверие между членами семьи — ещё один важный аспект традиционных семейных ценностей. Каждый человек знает своё место и обязанности в семье, что создаёт ощущение стабильности и безопасности.
Традиционные семейные ценности также способствуют развитию эмоциональной связи между членами семьи. Взаимопомощь и сопереживание становятся неотъемлемой частью семейного общения. Забота друг о друге, искренность и эмоциональная поддержка — основа для счастливых и здоровых отношений внутри семьи.
Однако необходимо помнить, что традиции должны быть открыты для адаптации и изменений, чтобы оставаться актуальными в меняющемся мире. Семья должна осознавать прогрессивные изменения в обществе и адаптироваться к ним, сохраняя основные ценности.
2024 год был объявлен в России Годом семьи; в связи с этим правительством разработан план мероприятий по сохранению традиционных семейных ценностей, включающий в себя множество событий, проектов и мер по поддержке семей. Одним из пунктов Федерального плана является внедрение предмета «Семьеведение» в российских школах, причём это произошло уже в новом учебном году.
Программа курса рассчитана на один учебный год и по усмотрению администрации учебного заведения может быть реализована как в 10, так и в 11 классе.
Предмет - безоценочный, а занятия проводится раз в неделю в рамках «Разговоров о важном» или в формате внеклассной работы.
Занятия по семьеведению не похожи на уроки в привычном понимании: это доверительные беседы с учителями, в ходе которых учащиеся задают вопросы, высказывают своё мнение и получают разъяснения по интересующим темам. Так как семьеведение относится к внеурочной деятельности, эти беседы не являются обязательными к посещению, если старшеклассники выберут другие кружки или занятия из того, что предлагает школа.
Новый курс «Семьеведение» рассчитан на 34 занятия и включает в себя следующие тематические блоки:
• ценности и традиции семьи: семья в жизни человека и общества; духовно-нравственные основы семьи; семейные традиции и уклад семьи;
• отношения в семье: основы семейных отношений и культура общения в семье; отношения до вступления в брак; начало совместной жизни молодой семьи; отношения между родителями и детьми; преодоление кризисов и семейных конфликтов;
• здоровье и благополучие семьи: здоровый образ жизни семьи; психологическое здоровье современной семьи; цифровая гигиена и безопасность;
• сопровождение и поддержка семьи: семейная политика РФ и меры государственной поддержки семьи; права и обязанности супругов; внешние и внутренние ресурсы семьи; быт и досуг современной семьи.
Каждый модуль включает инвариантное и вариативное содержание. Инвариантная часть задаст ценностно-смысловые ориентиры. Вариативная часть отразит региональную и социокультурную специфику воспитания, а также включит практики, чтобы педагоги взаимодействовали с учениками и их семьями.
После каждого модуля ученики будут принимать участие в подготовке итогового проекта по пройденным темам, а сами уроки планируется проводить в формате дискуссий и практикумов.
Вот примерный план занятия по семьеведению, представленный в методических рекомендациях:
1. Мотивационно-целевой этап. В начале каждого урока ребята разбирают какой-либо кейс по теме занятия, смотрят видеоролик и обсуждают проблему. На этом этапе ставятся ключевые вопросы, на которые будет необходимо ответить в ходе урока.
2. Основной этап. Ученики изучают статистические данные, нормативно-правовые акты, обсуждают полученную информацию и дают ответы на поставленные в начале урока вопросы. На этом этапе также предусмотрены практические упражнения по теме занятия.
3. Подведение итогов. На заключительном этапе старшеклассники проходят анкетирование или блиц-опрос и выбирают тему и содержание итогового проекта.
На самом деле многие темы из курса семьеведения уже присутствовали в программе обучения старшеклассников и раньше и до сих пор входят в программу предмета «Обществознания». Это темы, посвященные семье и отношениям, где рассматриваются основные функции семьи, типы семей по структуре, укладу. В курсе финансовой грамотности рассматривались вопросы формирования бюджета: доходы и расходы, финансовая "подушка безопасности». Очевидно, что речь идёт просто о смене акцентов.
Полагаю, что курс «Семьеведение» нужен для знакомства подростков с социальным институтом семьи, основами функционирования семьи, видами браков и типами семей. Он призван подготовить подрастающее поколение к будущей семейной жизни, рождению детей, научить выстраивать здоровые отношения с противоположным полом и понимать особенности своего возраста.
В заключение можно сказать, что сохранение традиционных семейных ценностей — ключевой фактор для достижения счастья и благополучия внутри семьи. Они формируют личность, создают устойчивые отношения и развивают эмоциональную связь между членами семьи.