Закирова Азалина Азатовна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша»
Советского района г.Казани
Аннотация: В данной статье рассматривается роль нового учебника по истории Татарстана в процессе формирования региональной идентичности у школьников. Особое внимание уделяется методическим подходам к взаимодействию учащихся с историческим материалом, а также важности исторической памяти как основы для осознания собственной идентичности.
Россия — страна регионов. Процессы трудного строительства гражданского общества в России, проблемы взаимодействия центра и регионов актуализируют проблему формирования региональной идентичности. Важную роль в формировании региональной идентичности играют знания о регионе, в том числе и о его прошлом. Интерес к региональной и локальной истории очевиден, тому подтверждением является активное развитие региональной историографии и наличие учебной литературы для школьников по истории края почти во всех субъектах РФ. Знание истории родного края напрямую зависит от учителей в школах, в частности учителей истории. Современное образование требует от педагогов не только передачи знаний, но и формирования у учащихся чувства принадлежности к своему культурному и историческому контексту. Республика Татарстан, с её уникальной историей, многообразием этнических групп и традиций, представляет собой пространство для развития региональной идентичности. Новый учебник по истории края, разработанный с учетом современных образовательных стандартов, становится важным инструментом в этом процессе.
Субъекты России со следующего учебного года будут по-новому изучать историю. С 1 сентября 2023-го года школы работают по единым учебникам по всеобщей и российской истории авторства помощника Президента Российской Федерации, председателя Российского военно-патриотического общества, доктора исторических наук, профессора
В. Р. Мединского, а с сентября 2025 года в рамках предмета история для 5–7-х классов появится модуль «История нашего края». Согласно приказу Минпросвещения №171 от 19.03.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения РФ, касающиеся ФОП НОО, ООО, СОО» учебный предмет «История» с 5 по 9 класс будет изучаться 476 часов: в 5-8 классах по 3 часа в неделю, в 9 классе по 2 часа в неделю, включая курсы: всеобщая история- 5-9 классы, история России – 6-9 классы, история нашего края- 5-7 классы и вводится по Указу Президента России В.В.Путина №314 от 8 мая 2024 года «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» с целью систематизации изучения истории родного края в школах во всех регионах страны. «Региональные» учебные пособия были и до этого, однако министерство просвещения РФ пришло к выводу, что многие из них не соответствуют федеральной программе, в некоторых даже искажаются исторические факты.
В декабре 2024 года в Казани прошла презентация учебников по региональной истории, которые должны внедрить со следующего учебного года. В пилотный проект вошли 32 региона, в том числе Татарстан. Авторский коллектив возглавил заместитель директора Института истории имени Ш. Марджани и известные ученые И. Л. Измайлов, И. М. Миргалеев, Р. Р. Исхаков, а также доктор исторических наук, и.о. директора ИМОИиВ КФУ Р.Р. Фахрутдинов. По словам директора ИМОИиВ КФУ, новое пособие создается на основе региональных учебников, по которым до 2000-х годов учились татарстанские школьники. Если раньше комплекты учебников были для каждого класса, то теперь на их основе будет создан один учебник для 5–7-х классов. Работы планируется завершить к 1 сентября 2025 года. Особое внимание в этом учебнике уделяется региональной, а не национальной истории.
Переходя к созданию нового учебника по истории Татарстана, авторы стремились учитывать как традиционные методы преподавания, так и современные подходы. Важным аспектом является использование проблемного обучения и активных методов, которые позволяют учащимся развивать аналитические способности. Учебник включает в себя не только исторические события, но и также красочные иллюстрации, которые оживляют исторический процесс и делают его ближе к учащимся. Задания выстроены в соотвествии с требованиями ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы:
-предметным- знание основных терминов, дат, событий, персоналий и исторических закономерностей развития общества
-метапредметным- навыки познавательного процесса, анализа, поиска информации (работа с разными типами источников), умение сравнивать разные точки зрения, ставить задачи и отвечать на вопросы, выстраивать алгоритмы и просчитывать последовательность действий (проектная деятельность)
-личностным- определение жизненной позиции, моральных норм и принципов, формирование собственного отношения к событиям, развитие эстетических чувств (творческое задание).
В конце каждой книги даны словарь исторических терминов, персоналий, рекомендованной литературы, образовательные и музейные веб-ресурсы.
Одной из ключевых задач нового учебника является интеграция исторической памяти в образовательный процесс. Учащиеся должны не просто знать даты и события, но и понимать их влияние на современность. Это понимание облегчает взаимодействие школьников с культурными наследиями разных народов, проживающих на территории Татарстана. Историческая память формирует у ребят актуальность наследия, что способствует не только патриотическому воспитанию, но и укреплению гражданской сознательности.
В заключение отметим, новый учебник по истории Татарстана представляет собой важный шаг в направлении формирования региональной идентичности у школьников. Он становится не просто источником знаний, но и инструментом для осознания своей уникальности и принадлежности к богатой истории региона. В условиях глобализации и культурного разнообразия, работа с таким учебником способствует созданию сильного фундамента для развития у молодого поколения чувства гордости за свою землю, её историю и культуру. Формирование региональной идентичности через образовательный процесс в конечном итоге будет способствовать социальной сплоченности и межкультурному пониманию, что является необходимым для дальнейшего становления успешного и гармоничного общества.