Азизова Ф.А.,
преподаватель по классу фортепиано,
Шарапова Л.Д.,
преподаватель по классу хора, вокала
МБУДО «ДШИ» Авиастроительного района г.Казани
2024 год объявлен в России Годом семьи. Главной задачей года является возрождение уважительного отношения к семье, также укрепление традиционных семейных ценностей. Поэтому, в этом году были запланированы различные тематические мероприятия: всероссийские конкурсы, фестивали, форумы, конференции и т.д.
В рамках музыкальных школ также проводятся различные мероприятия, посвященные году семьи. Взаимодействие между преподавателями и родителями в образовательных учреждениях обеспечивает значительную активизацию педагогической деятельности. Организация совместных мероприятий представляет собой эффективную форму работы с родителями и учащимися. На базе ДШИ Авиастроительного района г. Казани преподавателями Шараповой Л.Д. и Азизовой Ф.А. проводились музыкально-литературные уроки-концерты, в которых участвовали не только учащиеся, но и их родители.
Одним из методов активизации процесса развития творческих способностей учащихся является полихудожественный подход. Е.П. Кабкова отмечает, что полихудожественный подход направлен на развитие образного мышления учащихся и способности к самостоятельной работе, подразумевая при этом сложный педагогический процесс, «в центре которого находится не предмет изучения, а сам ребенок, так как его природа полихудожественна» [3]. Э.Б. Абдуллиным и Е.В. Николаевой, был введен термин – музыкально ориентированная полихудожественная деятельность, который представляет собой связь музыки с другими искусствами на художественно-образной основе, выявление общего и особенного в различных видах искусства [1]. Полихудожественный подход в нашей работе представлен в виде синтеза искусств: музыка + поэзия.
Музыкальную часть программы составляют разнохарактерные произведения, посвященные родителям:
– М. Кашипов «Мама», слова Д. Дарзаманова;
– М. Кашипов «Мама ¬– свет моих очей», слова Л. Амирхановой [4];
– А. Островский «Пусть всегда будет солнце», слова Л. Ошанина;
– М. Шамсетдинова “?ни кир?к”, слова Р. Ми?нуллина;
– C. Сабирова “И? якын кешем”, слова Л. Хисматуллиной;
– М. Парцхаладзе «Мамина песенка», слова М. Пляцковского;
– Л. Батыр-Булгари “?тк?ем” слова Р. Валеева;
– В. Шаинского «Про папу», слова М. Танича;
– музыка и слова Д. Воскресенского «Мой папа»;
– А. Ермолов «Папа»;
– Т. Петрова «Папочка».
Также можно включать следующие произведения для младшего школьного возраста:
– В. Иванников «Самая хорошая», слова О. Фадеевой;
– Г. Гладков «Лесные бусы», слова М. Садовского;
– М. Иорданский «Белые фонарики», слова Н. Найденовой;
– Ю. Чичков «Наши мамы самые красивые», слова М. Пляцковского;
– А. Ивлев «Подарок маме», слова А. Пассовой [5, с. 4-14].
В финальные номера включены песни, исполненные совместно с родителями:
– Ф. Ахметшин “?ирд? ми?а ни кир?к”, слова Ш. Галеева;
– Ф. Ахмадиев “Кояш г?мере” (Солнечная песнь) сл. Г. Зайнашевой [2, с. 16-19];
– народная песня “Бакчабыз”;
– Л. Кулибин «Дружная семья»;
– Р. Калимуллин «Детство», слова Р. Валеева.
Учащиеся фортепианного отделения исполняют произведения:
– Г. Мурадяна «Вальс для мамы»;
– П.И. Чайковского «Мама»;
– К. Филипп «Колыбельная»;
– Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».
Также используются музыкальные угадайки, где детям и родителям предлагается угадывать детские песни из популярных фильмов и мультипликационных фильмов:
– В. Шаинский, Ю. Энтин «Антошка» из м/ф «Веселая карусель»;
– В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»;
– В. Шаинский, М. Пляцковский «Дважды два – четыре. Веселый урок «Радионяни»;
– М. Вайнберг, Б. Заходер «Песенка Винни-Пуха» из м/ф «Винни-Пух»;
– В. Шаинский, А. Тимофеевский «Песенка крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка».
Как один из вариантов музыкальной игры можно включить шумовой оркестр для совместного исполнения, где шумовые инструменты распределяются между детьми и родителями.
Музыкальные номера дополняются стихотворениями, посвященными родителям:
– А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»;
– В. Степанова «Подарок маме»;
– А. Барто «Разлука»;
– Е. Хоринская «Мама»;
– Т. Бокова «Папа»;
– Т. Гусарова «Очень папочку люблю»;
– Ю. Симбирская «Папа приехал».
Стихи, посвященные родителями детям:
– С. Луговской «Стихи про ноты»;
– Н. Майданик «Нашим детям».
Концерт сопровождается небольшими рассказами или сведениями о композиторах или поэтах, презентацией из коллажа семейных фотографий и художественными произведениями, например:
– С.П. Горинов «Первая весна»;
– Ю.П. Кугач «Семья»;
– А. Дареев «Идиллия».
Отдельные элементы подобных мероприятий можно частично вводить как в школьных концертах, так и в концертах городского уровня. Это могут быть календарные праздники: 8 марта, 23 февраля, новый год, или народные праздники: «Сабантуй», “Каз ?м?се”, “Карга боткасы”.
Вовлечение родителей в учебный процесс стимулирует их поддержку в воспитательно-образовательной работе, повышению результативности. Наглядный пример родителей мотивируют учащихся дальнейшим выступлениям, как собственных детей, так и остальную присутствующую аудиторию.
Список литературы
1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Изд. центр «Aкадемия», 2004. – 336 с.
2. Зайнашева, Г. Солнечная жизнь / Г. Зайнашева. – Казань: Татарское книжное издательство, 1975. – 55 с.
3. Кабкова, Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе / Е.П. Кабкова. – М.: ИХО РАО, 2004. – 251 с.
4. Кашипов, М.Н. Прекрасный мир / М.Н. Кашипов – Казань: ООО «Астория», 2006. – 51 с.
5. Жданова, Т.А., Хайлова Т.И. Все начинается с мамы / Т.А. Жданова, Т.И. Хайлова – М.: Издательство МХШ «Радость», 2010. – 106 с.