Формирование программы тематических внеурочных мероприятий в младших классах ДШИ

Азизова Ф.А.,
преподаватель по классу фортепиано,
Шарапова Л.Д.,
преподаватель по классу хора, вокала
МБУДО «ДШИ» Авиастроительного района г.Казани


2024 год объявлен в России Годом семьи. Главной задачей года является возрождение уважительного отношения к семье, также укрепление традиционных семейных ценностей. Поэтому, в этом году были запланированы различные тематические мероприятия: всероссийские конкурсы, фестивали, форумы, конференции и т.д.

В рамках музыкальных школ также проводятся различные мероприятия, посвященные году семьи. Взаимодействие между преподавателями и родителями в образовательных учреждениях обеспечивает значительную активизацию педагогической деятельности. Организация совместных мероприятий представляет собой эффективную форму работы с родителями и учащимися. На базе ДШИ Авиастроительного района г. Казани преподавателями Шараповой Л.Д. и Азизовой Ф.А. проводились музыкально-литературные уроки-концерты, в которых участвовали не только учащиеся, но и их родители.

Одним из методов активизации процесса развития творческих способностей учащихся является полихудожественный подход. Е.П. Кабкова отмечает, что полихудожественный подход направлен на развитие образного мышления учащихся и способности к самостоятельной работе, подразумевая при этом сложный педагогический процесс, «в центре которого находится не предмет изучения, а сам ребенок, так как его природа полихудожественна» [3]. Э.Б. Абдуллиным и Е.В. Николаевой, был введен термин – музыкально ориентированная полихудожественная деятельность, который представляет собой связь музыки с другими искусствами на художественно-образной основе, выявление общего и особенного в различных видах искусства [1]. Полихудожественный подход в нашей работе представлен в виде синтеза искусств: музыка + поэзия.

Музыкальную часть программы составляют разнохарактерные произведения, посвященные родителям:

– М. Кашипов «Мама», слова Д. Дарзаманова;

– М. Кашипов «Мама ¬– свет моих очей», слова Л. Амирхановой [4];

– А. Островский «Пусть всегда будет солнце», слова Л. Ошанина;

– М. Шамсетдинова “?ни кир?к”, слова Р. Ми?нуллина;

– C. Сабирова “И? якын кешем”, слова Л. Хисматуллиной;

– М. Парцхаладзе «Мамина песенка», слова М. Пляцковского;

– Л. Батыр-Булгари “?тк?ем” слова Р. Валеева;

– В. Шаинского «Про папу», слова М. Танича;

– музыка и слова Д. Воскресенского «Мой папа»;

– А. Ермолов «Папа»;

– Т. Петрова «Папочка».

Также можно включать следующие произведения для младшего школьного возраста:

– В. Иванников «Самая хорошая», слова О. Фадеевой;

– Г. Гладков «Лесные бусы», слова М. Садовского;

– М. Иорданский «Белые фонарики», слова Н. Найденовой;

– Ю. Чичков «Наши мамы самые красивые», слова М. Пляцковского;

– А. Ивлев «Подарок маме», слова А. Пассовой [5, с. 4-14].

В финальные номера включены песни, исполненные совместно с родителями:

– Ф. Ахметшин “?ирд? ми?а ни кир?к”, слова Ш. Галеева;

– Ф. Ахмадиев “Кояш г?мере” (Солнечная песнь) сл. Г. Зайнашевой [2, с. 16-19];

– народная песня “Бакчабыз”;

– Л. Кулибин «Дружная семья»;

– Р. Калимуллин «Детство», слова Р. Валеева.

Учащиеся фортепианного отделения исполняют произведения:

– Г. Мурадяна «Вальс для мамы»;

– П.И. Чайковского «Мама»;

– К. Филипп «Колыбельная»;

– Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».

Также используются музыкальные угадайки, где детям и родителям предлагается угадывать детские песни из популярных фильмов и мультипликационных фильмов:

– В. Шаинский, Ю. Энтин «Антошка» из м/ф «Веселая карусель»;

– В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»;

– В. Шаинский, М. Пляцковский «Дважды два – четыре. Веселый урок «Радионяни»;

– М. Вайнберг, Б. Заходер «Песенка Винни-Пуха» из м/ф «Винни-Пух»;

– В. Шаинский, А. Тимофеевский «Песенка крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка».

Как один из вариантов музыкальной игры можно включить шумовой оркестр для совместного исполнения, где шумовые инструменты распределяются между детьми и родителями.

Музыкальные номера дополняются стихотворениями, посвященными родителям:

– А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»;

– В. Степанова «Подарок маме»;

– А. Барто «Разлука»;

– Е. Хоринская «Мама»;

– Т. Бокова «Папа»;

– Т. Гусарова «Очень папочку люблю»;

– Ю. Симбирская «Папа приехал».

Стихи, посвященные родителями детям:

– С. Луговской «Стихи про ноты»;

– Н. Майданик «Нашим детям».

Концерт сопровождается небольшими рассказами или сведениями о композиторах или поэтах, презентацией из коллажа семейных фотографий и художественными произведениями, например:

– С.П. Горинов «Первая весна»;

– Ю.П. Кугач «Семья»;

– А. Дареев «Идиллия».

Отдельные элементы подобных мероприятий можно частично вводить как в школьных концертах, так и в концертах городского уровня. Это могут быть календарные праздники: 8 марта, 23 февраля, новый год, или народные праздники: «Сабантуй», “Каз ?м?се”, “Карга боткасы”.

Вовлечение родителей в учебный процесс стимулирует их поддержку в воспитательно-образовательной работе, повышению результативности. Наглядный пример родителей мотивируют учащихся дальнейшим выступлениям, как собственных детей, так и остальную присутствующую аудиторию.

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Изд. центр «Aкадемия», 2004. – 336 с.

2. Зайнашева, Г. Солнечная жизнь / Г. Зайнашева. – Казань: Татарское книжное издательство, 1975. – 55 с.

3. Кабкова, Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе / Е.П. Кабкова. – М.: ИХО РАО, 2004. – 251 с.

4. Кашипов, М.Н. Прекрасный мир / М.Н. Кашипов – Казань: ООО «Астория», 2006. – 51 с.

5. Жданова, Т.А., Хайлова Т.И. Все начинается с мамы / Т.А. Жданова, Т.И. Хайлова – М.: Издательство МХШ «Радость», 2010. – 106 с.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика