Моделирование позитивного взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

Абдуллова Аниса Камилевна,
методист,
Яппарова Аида Мехоммотхавизовна,
методист МБУДО «Центр детского творчества»
Ново-Савиновского района г.Казани


Семья – это отношения, которые построены на взаимном доверии, где счастливы и родители, и дети, когда общение доставляет радость и удовольствие. Это любовь и забота друг о друге, общие радости и печали, традиции и привычки.

Именно в семейной обстановке во многом формируется личность и мировоззрение человека, его духовно-нравственные идеалы и ценности. По-этому взаимодействие с семьей – одно из главных направлений в работе учреждений дополнительного образования. Ведь главный фактор развития ребенка как личности, и первая школа общения ребенка все это – семья. И строится семейное воспитание на определенных принципах, выработанных поколениями.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям» [2].

Семья и дополнительное образование детей – это два социальных института, которые предоставляют детям большие возможности для разносто-роннего творческого развития, укрепления здоровья и самоопределения ребенка. Задача организаций дополнительного образования и родителей – помочь ребенку найти любимое дело и развить его индивидуальные способности и личные качества.

Работе с родителями в учреждении дополнительного образования должно уделяться особое внимание, т.к. она выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, тем самым, определяя цель деятельности учреждения дополнительного образования.

Кроме того, система дополнительного образования, согласно Закону «Об образовании» в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.

2024 год Указом Президента В.В. Путиным был объявлен Годом семьи.

«Вопросы воспитания и просвещения — это очень тонкие, чувствительные вещи, здесь нельзя действовать грубо, равнодушно, для галочки. Нужно обладать не только глубокими знаниями, которые могут привлечь ребят, но и вкладывать душу, заряжать учеников искренними эмоциями. Процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными, идти рука об руку. Важно, чтобы в них участвовал весь педагогический коллектив» [3].

В связи с поставленными задачами методический отдел Центра детского творчества решил основные усилия направить на методическое сопровож-дение педагогов дополнительного образования в вопросах сотрудничества и партнерства с родителями обучающихся. Так как именно технология сопровождения помогает педагогу осмыслить свои профессиональные затрудне-ния, находить пути решения возникающих проблем, а впоследствии, оценить свой выбор и подвигает к оценке результатов собственной педагогической де-ятельности, а также способствует построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества между педагогом, родителем и ребенком.

Сегодня значительно расширилась самостоятельность, возросла ответственность педагогов дополнительного образования детей за качество своего труда, изменились и усложнились задачи, повышены требования к их профессионализму. Это побуждает методистов и педагогов нашего учреждения к поиску новых подходов в организации образовательного про-цесса, прогрессивных способов обучения, к инновационной деятельности.

Поэтому еще одной важной задачей является методическое сопровождение педагогов по внедрению новых методик и технологий обучения и вос-питания, позволяющих усовершенствовать и образовательный, и воспитательный процесс.

В целях определения направлений развития взаимоотношений учреждения дополнительного образования и семьи, было решено обратиться не к технологиям традиционного прогнозирования, а использовать инновационную технология форсайта, которая является проактивной по отношению к предстоящим событиям. Педагогам дополнительного образования было предложено стать участниками форсайт-сессии, по выбору направлений вза-имодействия педагогов и родителей. Форсайт-сессия дает возможность не просто получить готовые решения, планы, сценарии, и тем самым передан-ные извне, а самому стать непосредственно разработчиком и рулевым при выборе направления дальнейшего развития. Помимо основной цели сессии, методисты поставили перед собой задачу способствовать развитию у педагогов навыков прогнозирования, коммуникации, диагностики достижения поставленной цели по определению и созданию возможного будущего.

Форсайт-сессия была организована таким образом, чтобы, постепенно, ставя перед собой вопросы и находя на них ответы, педагоги в командной работе, сообща, смогли прийти к конкретному осязаемому итогу – созданию собственного примерного плана мероприятий с родителями учащихся объединения дополнительного образования. Разделение сессии на три тематических этапа, результат каждого из которых, являлся основой для следующего этапа обсуждения, дало возможность без затруднений со стороны участников прийти к формированию итогового продукта. Конечно, каждой из команд, в качестве модератора, помогал методист, но его роль сводилась к корректировке направления обсуждения в случае отхода от поставленных задач.

В первой части сессии «Педагог – родитель», участники, внутри каждой команды, поэтапно показывали какие формы взаимодействия с родителями учащихся они используют и какие вызывают наибольший отклик, для решения каких задач необходимо налаживать взаимодействие с родителями и какие формы мероприятий подходят для их решения, как часто необходимы встречи с родителями учащихся для налаживания сотрудничества «педагог-родитель». По итогам первой части, каждая из команд определила для себя основную цель взаимодействия педагога с родителями, форму проведения мероприятия для родителей, подходящий для решения поставленной цели, основное содержание и сроки проведения. У каждой команды было сформировано представление об одном целевом мероприятии с родителями учащихся.

Во второй части сессии «Педагог-ученик-родитель» каждая из трех команд разрабатывала основу совместных воспитательных мероприятий для учащихся и родителей по двум из шести направлений: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание и ЗОЖ. Если на предыдущем этапе, команды определили основные мероприятия, проводимые с родителями, которые служат для улучшения работы детского коллектива и достижения высоких образовательных результатов, то на данном этапе предлагали возможные варианты проведения воспитательных мероприятий в формате «педагог-ученик-родитель».

«Обмен опытом» стал следующим необходимым шагом, для обсуждения предложений и корректировки сформулированных в результате командной работы идей.

В завершающей части сессии «План мероприятий», был сформирован совместный примерный план на девять учебных месяцев в году состоящий и трех целевых и шести воспитательных мероприятий. Тот план, который педагоги разработали вместе, сами, исходя из тех целей и задач, которые ставят перед собой в работе с родителями учащихся их объединений.

Сессия, как вид реализации форсайта, дала педагогам возможность участия в открытом диалоге, обмена опытом и формирования общего видения своей работы с родителями учащихся. Конечно, не стоит рассматривать данное мероприятие как единичное, необходимо продолжать совместную работу методистов и педагогов дальше, чтобы от диалога и обмена мнениями перейти к конкретным решениям.

Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, его инициативности и творчества.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 7 марта 2018г.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политпросвещение, 1975. – 272 с.

3. Путин: в вопросах воспитания и просвещения детей нельзя действо-вать «для галочки» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика