Винокурова Ю.В.,
Сафина Накия Идрисовна,
Хабибуллина Марина Александровна,
педагоги-организаторы
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Авиастроительного района
«Семья — это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».
В.А.Сухомлинский
Изменения, происходящие в последние десятилетия в России, затрагивают не только социально-экономическую, но и воспитательную и духовно-нравственную сферы общественной жизни. В связи с этим особое внимание уделяется семейному воспитанию, формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема возрождения семейных традиций становится все более актуальной, поскольку семья и её ценности и играют важную роль в формировании нравственной культуры ребенка.
Изречение Сухомлинского, выведенное нами в эпиграф статьи, идеально отражает основу, на которой строятся принципы семейного воспитания на протяжении веков. В своих трудах знаменитый педагог подчеркивал, что укрепление института семьи является одной из наиболее важных социальных задач современности, от решения которой зависит нравственное развитие молодежи и перспективы дальнейшего развития нашего общества.
Для формирования семейных ценностей у дошкольников необходимо активное взаимодействие образовательных учреждений и семьи. Это можно осуществить путем внедрения дополнительных общеобразовательных программ и организации разнообразных мероприятий, направленных на решение данной проблемы. Детям старшего дошкольного возраста следует прививать интерес к изучению своей родословной, исследованию исторических, национальных и профессиональных корней своей семьи на протяжении многих поколений. Только через семью можно обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен и поговорок, передавая следующим поколениям всё позитивное, что формируется внутри семьи и народа.
От того, как у обучающихся формируется ценностное отношение к семье, зависит не только счастье их будущих семей, но и общее благосостояние общества. Важнейшей задачей педагогов является содействие в этом процессе.
При работе с детьми над формированием и закреплением основ семейных ценностей можно выделить несколько задач:
- Увеличение значения семейных ценностей в развитии личности ребенка.
- Создание условий для эффективного сотрудничества между учреждением дополнительного образования и семьей для ознакомления детей с миром семейных традиций.
- Обеспечение родителей теоретическими знаниями и практическими навыками для позитивного взаимодействия с детьми в различных видах деятельности.
- Демонстрация детям важности семьи в жизни каждого человека.
- Воспитание у детей любви и уважения к родному дому, семье, близким и старшему поколению.
На нашем опыте рассмотрим мероприятия, которые проводятся для решения поставленных задач. Концертно-развлекательные программы «Молодые душой» и «Ты одна такая любимая, родная» увеличивают значение семейных ценностей в развитии личности ребенка. Это происходит за счёт тщательной подготовки номеров, отбором материала, изготовлением открыток, созданием фотозоны и подбором игр ребятами для любимых мам и пап, бабушек и дедушек. Несомненно, во всём этом детям помогают их педагоги и педагоги-организаторы. Мы считаем, что праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству как самих детей, так и преподавателей, и родителей.
Традиционной акцией нашего отдела стала экологическая акция «Дом для птиц». Данная акция проходит в холодное время года, то есть с октября по апрель, когда птицам нашего региона особенно нужна помощь. Родители совместно с нашими воспитанниками и педагогами мастерят собственными руками кормушки и скворечники. Организованно вывешивают их во дворе Центра и на протяжении всех месяцев следят за состоянием кормушек и скворечников, а также не забывают пополнять запасы еды для птиц.
Благодаря таким совместным мероприятиям у детей формируются семейные ценности, на которых мы и сосредоточимся:
- Любовь
Одна из самых важных ценностей в семье. Она выражается в заботе, нежности и стремлении быть рядом с близкими. Союзы, построенные на любви, способны приносить счастье и благосостояние.
- Доверие
Умение доверять друг другу играет важную роль, и это качество необходимо прививать детям. Все сложности и переживания следует обсуждать с родными. Доверие невозможно купить. Его нужно заслужить, и на это могут уйти годы.
- Взаимопонимание
Важно хорошо понимать друг друга, уважать интересы своей второй половинки и детей, что содействует их духовному и карьерному развитию.
- Уважение
Заключается в признании уникальности каждого члена семьи и в недопустимости вмешательства в их личные дела.
Все положительные и отрицательные качества закладываются с раннего возраста под влиянием родителей и бабушек с дедушками. Мы же, в свою очередь, создали проект «Квиз-микс», который состоит из серии игр-квизов, где каждая игра по-своему уникальна, благодаря разным темам и разнообразием раундов. На протяжении полугода, команды, сформированные в школах, с удовольствием приходят на квизы. С помощью таких игр мы воспитываем в детях любовь и уважение к родному дому, семье, близким и к старшему поколению.
Грамотное сочетание новых и традиционных форм работы с родителями позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, укрепляет связь между родителями и детьми, повышает у детей активность и способность к сотрудничеству, творческому самовыражению. Ориентируясь на разнообразие форм общения с родителями, а также на свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагоги вовлекают родителей в образовательное пространство учреждения.
Современный педагог всегда находится в поиске новых интересных граней сотрудничества с семьей. Применение сочетания новых и традиционных форм мы нашли в проведении сказочных новогодних ёлок как для сотрудников и их детей, так и для семей всего района. Сказочное представление, совместные интерактивные игры, музыкальные новогодние подарки от детей родителям, рисунки и поделки – всё это действенный подход к распространению семейных ценностей. Добрая традиция проведения новогодних мероприятий - творческая деятельность педагога, детей и их родителей, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия дополнительного образования и семьи.
Маленькие достижения, такие как положительное отношение к социальным ценностям, освоение важнейших норм поведения, а также приобретение опыта общения с окружающими, соответствующего установленным правилам и традициям общества, вдохновляют и мотивируют нас разнообразить свою деятельность и расширять горизонты воспитательной работы.
В большинстве семей существует множество традиций и ценностей, перечислить которые невозможно, однако это не принципиально. Важно то, что они присутствуют и влияют на формирование личности ребёнка.
Считаем, что главным результатом реализации наших мероприятий является вклад в решение общей педагогической проблемы по воспитанию семейных ценностей у детей и подростков.
Список литературы
1. Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных ценностей / О. В. Станкевич, С. В. Кущенко, Е. П. Прокудина [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 103-106
2. Воробьева, Ю. Ю. Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества (из опыта работы) / Ю. Ю. Воробьева, Е. Г. Ткаченко, С. В. Хомченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 34-38.
3. Сухомлинский В. А. «Родительская педагогика». — М.: Просвещение, 1978.