Нетрадиционные формы работы с родителями в Школе раннего развития «Умка»

Миннубаева Лилия Рафаильевна,
заведующий отделом
МБУДО «ЦВР» Авиастроительного района г.Казани


В настоящее время, в связи с перестройкой системы образования, педагоги учреждений дополнительного образования детей ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

Какие же формы используем мы в своей работе? Приведем примеры некоторых из них, апробированных нашими педагогами на практике.

Семейные клубы. Семейный клуб в нашей школе развития «Умка» был организован с целью привлечения родителей к участию в образовательном процессе и созданию доверительных отношений между педагогами и семьей. Не секрет, что работа с родителями является наиболее сложной в системе образования детей и требует от педагога знаний в области педагогики и психологии. В семейном клубе педагогов и родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи конкретному ребенку. Мы, педагоги школы, строим отношения с родителями детей на принципах их личной заинтересованности и добровольности. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. У родителей возникает немало вопросов по общению со своими детьми. Педагоги дают практические советы, контролируют поведение ребенка, ведут психолого - педагогическое сопровождение в процессе его обучения.

Казалось бы, ответы на многие вопросы по воспитанию детей родители могут найти и в интернете. Но в нашем семейном клубе они получают не только информацию о своих детях, но и ценные советы от педагогов, непосредственно работающих с их ребенком. Педагоги также могут рекомендовать специальную литературу по проблемам воспитания, обучения и развития детей из библиотеки, которая является значительным подспорьем в работе Семейного клуба. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Надо отметить, что данная форма работы с литературой прививает интерес к книге у мам и пап, а через них и у детей.

Учитывая занятость родителей, нами используются и такая нетрадиционная форма общения с семьей, как «Родительская почта».

Это почтовый ящик для обращений и писем от родителей педагогам. Через « почту» любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать свое мнение по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту. Родители могут задать «неудобный» вопрос, который не хотелось бы озвучивать в присутствии других родителей. Ответы на интересующие вопросы мы размещаем на информационном стенде для всех родителей, а более личные вопросы обсуждаем отдельно, так как почта не может заменить личное общение, но служит хорошей альтернативой для «трудных» вопросов. Это позволяет нам сделать взаимодействие с семьей активнее, понятнее и насыщеннее. В этих письмах не только вопросы к педагогам, но и предложения, идеи, поздравления и благодарности.

Большой популярностью у бабушек наших ребят пользуется кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, материалы для творчества и др. Здесь ребенок вместе с бабушкой может сделать поделку, нарисовать рисунок и т.д.

Мы хотели бы обратить внимание на интересную форму работы с родителями - информационные письма. Информация, касающаяся подготовки ребенка к школе, проведения утренников, тематических недель, открытых уроков и выставок распечатывается на принтере и в необходимом количестве раздаётся психологом или заведующим отделом родителям. Для большей эффективности специалист через некоторое время может спросить: «Все ли понятно? Заинтересовало ли сообщение родителей? Есть ли необходимость организовать встречу со специалистами по данной теме?». Иногда такое письмо соединяется с анкетой, которая составляется для того, чтобы оперативно получить отклик и выяснить позицию родителей по проблеме поступления ребенка в школу.

Еще одна форма работы с родителями - создание проекта, стала очень популярна в нашей школе. Уже второй год работает проект «Азбука здоровья», который позволяет включить детей и родителей в творческий процесс, помогая им стать единомышленниками. Все работы, выполненные детьми совместно с родителями, оформляются в большую выставку. Реализация проекта позволила родителям почувствовать свою сопричастность к жизни детей, а детям почувствовать, что родители заинтересованы их жизнью вне дома. А главное - это хороший пример, как можно и нужно общаться со своим ребенком.

Также в школе ежегодно проходят «Открытые недели», когда родители наших детей становятся непосредственными участниками учебного процесса. Они с удовольствием выполняют творческие задания, участвуют в мастер- классах, играют роли сказочных героев. Благодаря совместной работе наши занятия превращаются в праздник для детей.

У школы «Умка» большие планы по обучению и воспитанию детей, а для их достижения используются нетрадиционные формы работы для привлечения родителей к сотрудничеству.

Список литературы:

1 Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении.- М: Скрипторий, 2006.

2 Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М: ТЦ Сфера, 2005.- 80с.

3 Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М: АРКТИ, 2005.- 96с.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика