Аликберова Флюра Мухтаровна,
учитель начальных классов
Надершина Лейсан Фаруховна,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ “Гимназия № 126”
Советского района г.Казани
В современном мире, где изменения происходят практически каждый день, и работа занимает большую часть дня, многие семьи сталкиваются с проблемой недостатка свободного времени для того, чтобы уделить его своим членам семьи и особенно детям.
Этот недостаток внимания со стороны родителей для ребенка может позже выражаться в эмоциональных и психологических проблемах, таких как ощущение неуверенности в себе, изоляции, пренебрежения со стороны родителей. Часто подобным проблемам не уделяют достаточного внимания, особенно, если ребенок тихий и не высказывает свои тревоги вслух, а чаще всего дети в принципе не способны полностью осознать, как сильно на них может влиять отсутствие поддержки и внимания со стороны родителей.
Довольно часто можно услышать, что родители заменяют совместное времяпровождение гаджетами, желая получить больше свободного времени, совершенно не учитывая необходимость построения крепких взаимоотношений со своим ребенком.
Важностью решения данной проблемы нельзя пренебрегать, так как благоприятная семейная обстановка играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка, не только показывая пример семейных взаимоотношений, но и показывая ребенку, что он любим и что у него есть на кого положиться.
Многие исследования отмечают, что ребенок, который имел крепкую связь со своими родителями, лучше адаптируется в стрессовых ситуациях, строит во взрослой жизни более крепкие и здоровые отношения с другими людьми, а также имеет более устойчивую самооценку в отношении себя и своих способностей [1, с. 2].
Семья играет незаменимую роль в формировании эмоциональной стабильности ребенка, так как при должной заботе и внимании у ребенка появляется чувство безопасности, он понимает, что при любых обстоятельствах может обратиться за помощью и поддержкой к своей семье. Эмоциональная стабильность позволяет ребенку уверенно изучать мир, не смотря на риски или любой возможный негативный опыт, так как, если родители поощряют его любопытство и строят крепкую связь, то ребенок спокойнее может относиться к любым жизненным ситуациям.
Очень важно развить здоровую самооценку у ребенка посредством положительного подкрепления, например, празднование достижений или признание приложенных усилий. Если строить общение с ребенком на критике, пренебрежении и недостатке эмоциональной поддержки, то это лишь приведет к чувству неполноценности и неуверенности в себе [3, с. 64].
Именно родители могут помочь ребенку развить здоровые механизмы преодоления трудностей, чтобы им было проще адаптироваться к изменениям в жизни, поэтому дети должны обучаться управлять эмоциями, решать проблемы, приспособляться к сложным ситуациям, но это невозможно без родителей, так как именно самые близкие выступают примером в данных ситуациях.
Также важно построить доверительные отношения с детьми, чтобы они могли уверенно обращаться за помощью в любой ситуации, так как отсутствие доверия может привести в дальнейшем к отстраненности, а порой девиантному поведению. Если ребенок будет знать, что может спокойно поделиться своими эмоциями и чувствами, а родитель не осудит и не будет пренебрегать его проблемами [4, с. 12 ].
Структура семьи также влияет на психологическое здоровье ребенка, так как отсутствие одного из родителей ставит перед семьей совершенно иные испытания – начиная от финансовых трудностей и заканчивая перекладыванием на ребенка ответственности второго родителя, когда ребенку раньше времени приходится брать на себя обязанности взрослого, особенно, если в семье есть несколько детей. Порой в ситуациях, где один из родителей покинул семью, дети начинают ощущать необходимость быстрее «стать взрослыми» и помогать семье, что в дальнейшем может привести к сложностям во взаимоотношениях, так как может развиться недоверие к людям, чувство обиды из-за тяжелого детства и многие другие проблемы.
Дети часто чувствуют себя изолированными и одинокими, им не хватает чувства поддержки, в итоге это чувство одиночества может сильно повлиять на их эмоциональное и психическое развитие, а также на их социализацию, так как из-за необходимости «самого себя воспитывать» они могут не иметь времени или необходимых навыков, чтобы создавать новые связи. [2, с. 3].
Таким образом можно понять, что семья служит основой психического здоровья ребенка, формируя их эмоциональное развитие, уверенность в себе, самостоятельность, представление о мире и способах межличностного взаимодействия. Крепкие семейные узы помогут ребенку эффективно взаимодействовать с окружающими, преодолевать сложности, что в дальнейшем обеспечит стабильность в самостоятельной жизни и даст основу, на которую можно будет опираться для построения собственной семьи.
Выстраивая стабильные, поддерживающие и положительные взаимоотношения в семье между родителями и ребенком можно значительно снизить риск девиантного поведения у ребенка или различных психологических трудностей.
1. Галич Т.В. Проблема влияния детско-родительских отношений на тревожность ребенка // Скиф. 2022. №7 (71).
2. Гут Ю.Н., Ланских М.В., Доронина Н.Н. Влияние типа семьи на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста // Вестник ВятГУ. 2020. №3.
3. Киршина А.В. Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка / А.В. Киршина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 191-193.
4. Park C.L., Kubzansky L.D., Chafouleas S.M. et al. Emotional Well-Being: What It Is and Why It Matters // Affec Sci. –2023. – Vol. 4. – P.10–20