Роль семьи и школы в формировании личности ребенка

Гумерова Эндже Фоатовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №7 им.Героя России А.В.Козина»
Ново-Савиновского района


В настоящей статье рассматриваются основные направления коммуникации семьи и школьной системы в вопросе формирования личности ребенка. Семья является первой социальной группой, с которой взаимодействует ребенок, обучаясь основам взаимоотношений, формирует ценностные ориентиры, усваивает нормы поведения. Школа же предоставляет дополнительные возможности для обучения и социализации, формирует интеллектуальные способности и помогает развивать социальные навыки. Целью статьи является выявление фактора взаимодействия семьи и школы в вопросе развития личности ребенка, а также определение стратегии эффективного взаимодействия между ними.

Синергия семьи и школы играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, обеспечивая гармоничное развитие и успешную социализацию. Совместное воздействие семейной и образовательной среды способствует полноценному воспитанию и обучению, при этом ключевыми аспектами соучастия семьи и школы являются взаимопонимание, партнерство, сотрудничество, повышение психолого-педагогической культуры и взаимодействие между родителями и учителями [1, с. 31].

Школьная образовательная среда стремится создать обстановку, где каждый ребенок может раскрыть свой потенциал. Многообразие методов, приемов и средств, используемых в педагогическом процессе, позволяет индивидуализировать обучение с учетом особенностей каждого ученика. Главная цель школы заключается в формировании комплекса знаний, навыков и способностей, необходимых для самореализации личности. Для достижения цели обучения необходимо активно управлять процессом саморазвития и саморегуляции личности [7, с.22]. Это позволит создать целостный образ индивида с уникальным набором качеств и способностей, необходимых для успешной самореализации. Важно понимать, что влияние воспитания и обучения не ограничивается школьным образованием - оно должно проникать во все сферы жизни и стимулировать развитие личности.

Роль семьи проявляется в защите, обеспечении и заботе о детях для их успешной социализации в обществе. Ребенок устанавливает отношения с окружающими на основе семейного опыта [10]. Важность влияния семьи на развитие ребенка объясняется следующими факторами:

а) в семье дети знакомятся с жизнью и учатся познавать новое впервые, а члены семьи – первые, с кем контактирует ребенок;

б) семья удовлетворяет основные потребности человека, как физические, так и социально-психологические;

в) семейная среда является основным местом пребывания ребенка.

Таким образом, роль семьи и школы в формировании личности ребенка очевидна, однако, для осуществления и укрепления сотрудничества между семейной и образовательной сферой необходимо разрабатывать и применять определенные стратегии. В современных исследованиях педагогических методов, проведенных учеными Сидоркиным А.М. и Керкисом С.С., обнаружена эффективность нескольких групп подходов, способствующих развитию учебного процесса [4,9]. Среди этих подходов авторы выделили методы, способствующие укреплению взаимодействия и сотрудничества среди учащихся; методы, позволяющие создать благоприятную образовательную среду; методы, обучающие эмпатии и взаимопониманию.

Также выделены программы, направленные на изменение видов деятельности и общения, которые также играют важную роль в формировании учебного процесса, среди них: практики, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности учащихся; использование высокоинтеллектуальных форм общения, таких как диспуты и ролевые игры; методы, способствующие развитию самоанализа и рефлексии; активное применение социального проектирования для развития креативности и самостоятельности учащихся[11,с.52].

Важнейшим аспектом социально-педагогического подхода является метод социальной адаптации, который позволяет адаптировать образовательный процесс к потребностям каждого ученика. Этот метод способствует лучшей интеграции различных социальных групп в учебную среду и созданию благоприятного климата для развития каждого индивида. [2,3]

Активное взаимодействие между школой и семьей играет ключевую роль в формировании успешной социализации учащихся. Разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия способствуют укреплению связи между образовательным учреждением и семейным окружением, что способствует более глубокому вовлечению родителей в процесс воспитания. Помимо технических вопросов, решаемых между школой и родителями, необходимо проводить работу, направленную на сотрудничество школы и семьи в вопросе нравственного воспитания. Предлагается сформулировать программу, согласно которой учителя и родители смогут обсуждать вопросы формирования личности ребенка. На таких занятиях должен присутствовать классный руководитель, психолог и социальный педагог [6, с.13].

При таком подходе важно помнить о следующих принципах:

- Необходимо стремиться к укреплению авторитета родителей через проведение действий и мероприятий, поддерживаемых школой и классным руководством [1, с.78].

- Поддерживать доверие к родителям, содействовать повышению их педагогической культуры и активности в воспитании.

- Соблюдать педагогический такт и избегать необдуманного вмешательства в жизнь семьи.

- При обсуждении проблем воспитания следует стремиться к позитивному настрою, подчеркивая положительные стороны ребенка и семейного воспитания, ориентируясь на успешное развитие личности [4, с.12].

Таким образом, в данной статье был рассмотрен вопрос влияния семьи и школы на формирование личности ребенка. Анализ существующих исследований продемонстрировал, что воздействие семейной и образовательной среды в контексте формирования личности ребенка – колоссально. Надо сказать, порой родители и учителя недостаточно активно взаимодействуют при решении вопросов нравственного воспитания детей, акцентируя внимание на обсуждении технических составляющих. Для того, чтобы выработать общую стратегию воспитания, повысить уровень осведомленности родителей о поведенческих особенностях детей в том или ином возрасте, предлагается разработать программы с участием родителей, учителей, психолога и социального педагога. В контексте дальнейшего изучения вопроса предлагается разработать программу семинаров, лекций и тренингов для родителей с применением психолого-педагогических методик.

Список литературы

1. Айсултанова К. Х., Джабраилова Л. Х., Денильханова Р. Х. Влияние школы на воспитание и обучение личности // Журнал прикладных исследований. 2023. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shkoly-na-vospitanie-i-obuchenie-lichnosti (дата обращения: 05.10.2024).

2. Бетин О. Школа и семья – величины равноответственные и равнозаинтересованные / О. Бетин, Н. Астафьева // Социальная педагогика. – 2017. – № 4. – С. 11-16

3. Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнёрству // Классный руководитель – 2017. – № 6. С. 126-139; № 7. С. 113-129; № 8. С.82-102; 2008. № 4. С. 108-124.

4. Керкис, С. С. Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Керкис Сергей Станиславович; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск, 2019. - 181 с. : ил.

5. Книсс, А. М. Влияние семьи на воспитание детей / А. М. Книсс. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17444/ (дата обращения: 05.10.2024).

6. Кулакова Т.В. Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка // Вестник магистратуры. 2015. №1-1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v-protsesse-formirovaniya-lichnosti-rebyonka (дата обращения: 05.10.2024).

7. Малинин В. А. Программа «Семья и школа – социальные партнёры» / В.А. Малинин и др. // Практика административной работы в школе. – 2020. № 6. С. 66-73.

8. Михин С. Ю. Взаимодействие с родителями и семьями обучающихся как залог успешности воспитательной работы коллектива школы // Образование в современной школе. – 2018. № 1. С. 55-56.

9. Сидоркин А. М. Диалог в воспитании: к постановке проблемы //Педагогика. – 2017. – №. 2. – С. 48-53.

10. Тухужева Ляна Анзоровна, Джанкулаев Адам Амерханович Влияние семьи на развитие личности ребенка // Вопросы науки и образования. 2019. №32 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-razvitie-lichnosti-rebenka (дата обращения: 05.10.2024).

11. Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнёрства // Директор школы. – 2021. № 4. С. 83-88.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика