Воспитание семейных ценностей как важнейшая составляющая социализации личности

Гараева Елена Ураловна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа №54»
Авиастроительного района г.Казани


В современном обществе формирование традиционных семейных ценностей становится одной из приоритетных задач.

Семья, прежде всего, понимается как ядро сохранения традиционных ценностей. Это жизнь, свобода, добро, любовь, ответственность. Одна из основных функций современной семьи – воспитание и социализации детей и подростков. Семья является тем социальным институтом, который способствует передаче опыта, знаний, традиций. Именно в семье происходит рождение и воспитание детей, формируется положительное отношение к материнству и отцовству. Семейные ценности являются важнейшим элементом процесса социализации личности ребенка. Семейные отношения формируют наши идеалы, учат нас любить и быть любимыми, обеспечивают поддержку и безусловную привязанность. Семья также играет важную роль в формировании нашей идентичности и самооценки. Ребенок еще с детства в семье усваивает правила и нормы поведения в обществе, следует примеру своих предков, учится любить свою Родину. При этом семья выступает не только в качестве носителя социальных ценностей, а выполняет функцию их трансляции в обществе.

Важность семейных ценностей невозможно переоценить для полноценного воспитания духовно здоровой и нравственной личности в современной России.

Я, как классный руководитель, считаю, что воспитание семейных ценностей является основой социализации личности подростков. И в моей системе работы, как классного руководителя, приоритетное место занимает именно работа по формированию традиционных семейных ценностей.

Тема традиционной российской семьи в настоящее время очень актуальна, и одна из главных задач данной практики - донести до каждого ребенка сущность и важность семейных ценностей, их приоритет для каждого человека. Важно, чтобы ребята помнили о своих родных, о своих родителях, о бабушках и дедушках, чувствовали гордость за деяния своих предков, чувствовали преемственность поколений.

В современном обществе воспитание семейных ценностей можно смело ставить на одну чашу с патриотическим воспитанием.

Все мы являемся плодами нашего родословия, поэтому для молодого поколения так важно понять и знать свои корни. Судьбы семей отражают историю нашей Родины, и любовь к Родине начинается с любви к своим родителям, к своей семье.

Приоритетным направлением моей работы является формирование нравственных, гражданских, патриотических качеств через привитие семейных ценностей.

Одним из главных методов формирования семейных ценностей у школьников является метод примера. Это влияние на сознание детей, воздействие на их чувства и волю, подкрепленное личным примером и примером их семьи.

В рамках данной воспитательной работы проводятся следующие мероприятия:

1. Тематические занятия для учащихся 5-6 классов «Наша семья», «Моя мама, мой отец», «Кем работают мама и папа?», «Семейные фотографии», «Мамины руки золотые», «Бабушка рядом с дедушкой»; для учащихся 7-9 классов «Семейное древо», «Семейные традиции», «Праздники в нашей семье».

2. Привлечение родителей к созданию семейного альбома «Моя семья – мое богатство» с использованием семейного фотоархива считаю важным и одновременно сплачивающим детей и родителей.

3. Создание семейного герба, генеалогического древа семьи приводит к осознанию связи прошлого и настоящего, формирует чувство гордости за свою семью.

4. Конкурс «Ромашка имен» на родительском собрании, где родители укажут, как называют ласково дома своего ребенка, демонстрирует эмоциональную связь родителей и детей, помогает раскрепостить родителей.

5. Рассказы детей о своей семье, родителях и родственниках на классных часах и праздниках, оформление самодельных буклетов, например, буклет «История семьи» пробуждает интерес к истории семьи, формирует чувство гордости.

Также совместно с родителями проводится следующее:

1. Родительские собрания по изучению формирования интереса к семейным ценностям у учащихся;

2. Собран материал для осуществления индивидуальных бесед, консультаций для родителей: «Роль семьи в развитии ребенка», «Требования взрослых к ребенку», «Бабушки и дедушки в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Взаимная забота и помощь в семье».

3. Оказана помощь родителям в проведении семейных праздников с активным участием ребенка. Например, вместе были написаны сценарии праздников («День мамы», «Мама, папа, я – дружная семья», « Счастливый Новый год»).

Регулярно проводятся беседы, тематические классные часы и родительские собрания, индивидуальная работа с детьми и родителями.

Таким образом, успешная социализация личности возможна только при условии, что семья и школа станут партнерами в сфере формирования и трансляции традиционных семейных ценностей.

Список литературы

1. Гаранина Е.Ю., Коноплева Н.А., Карабанова С.Ф., Семьеведение. М., «ФЛИНТА», 2013. 273 с.

2. Григорьева А.И., Заика Л.В., Дьячкова Т.В., Федуркина Т.Ю. Школа и семья: грани партнерства: учебно-методическое пособие. Тула: ИПК и ППРО ТО, 2017. 83 с.

3. Красильникова Е.К. Эгоизм в современном обществе // Актуальные исследования. 2020. № 4 (7). С. 65–66 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://apni.ru/article/368-egoizm-v-sovremennom-obshchestve).


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика