Акулинина Ирина Витальевна,
заместитель директора по воспитательной работе
Бочкарева Людмила Александровна,
социальный педагог
МБОУ «Гимназия №33»
Авиастроительного района г.Казани
Правильная работа с родителями в школе считается фундаментом продуктивного образовательного процесса. Родители – наши союзники, вдохновители, строгие критики. В школе родители являются активными участниками образовательного процесса, участвуют как в урочной, так и во внеурочной деятельности своих детей.
За 16 лет в нашей гимназии выработана своя система воспитательной работы, заложены добрые традиции. Неотъемлемой составной частью воспитательной работы является работа с родителями, привлечение к жизни гимназии, их просвещение, квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях.
С первых лет работы гимназии была заложена традиция «Школьная родительская конференция». Самая первая прошла в 2010 году по теме «Семья и школа: грани взаимодействия». Каждый год новая тема, наиболее актуальная на данный период: «Как воспитать успешного ребенка?», «Гражданско-патриотическое воспитание в семье», «Трудовое воспитание в семье и школе», «Интернет: «тусовка» или пространство воспитания», «Счастливая семья – счастливый ребенок», «Природа и дети. Роль семьи в экологическом воспитании ребенка». Темы подбираются с учетом запросов родительской общественности.
У нас есть общешкольный родительский комитет, в котором соостоят самые активные родители из разных классов начальной, средней и старшей школы. Председатель этого родительского комитета наряду с директором гимназии и заместителем по воспитательной работе является членом президиума на родительской конференции.
Конференция состоит из двух частей: теоретической и практической. Как показывает практика, наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Поэтому особенностью, изюминкой нашей родительской конференции является то, что на ней выступают только родители.
В первой части, мы называем ее теоретической, приглашенные родители выступают с докладами, делятся своими знаниями, личным опытом обучения, воспитания и развития своих детей, организацией совместных форм досуга. Это требует активного участия и тщательной подготовки. Как правило, проводятся анкетирование учащихся, родителей или педагогов по актуальной теме, записываются видеосюжеты, интервью, составляется резолюция конференции. Очень интересно и познавательно слушать различные подходы, методики воспитания детей в семье, взятые примеры из жизни. Это расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей.
Во второй части, творческой, выступают родители первых классов с самопрезентацией. Это настоящее яркое шоу одаренных людей, где каждый может раскрыть свой талант артиста, певца, музыканта. Но самая главная задача – вовлечь в этот процесс сотрудничества весь родительский коллектив, наладить контакт между родителями и классным руководителем. В конце выступлений родители превоклассников дают клятву и таким образом посвящаются в наш дружный коллектив.
Подготовка и выступление на конференции способствуют позитивному, успешному и продуктивному взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Один из педагогических афоризмов гласит, что самым сложным в работе с детьми является работа с их родителями. Действительно, несмотря на общие интересы семьи и школы, нередко они становятся на противоположные позиции и не находят общий язык. В связи с этим важнейшей задачей, которую необходимо решить, становится задача формирования активной позиции семьи, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения, создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка.
Поэтому мы считаем, что «Школьная родительская конференция» является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и школу и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.