Школа и семья: эффективные формы взаимодействия

Люлина Людмила Сероповна,
учитель начальных классов
МБОУ “Гимназия № 126”
Советского района г.Казани


Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой семью объединяет целая система отношений. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Но всем, имеющим отношение к методике воспитания известно, что семья совместно со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего и семейного и учебно-воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.

Вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка — семья или школа, становится все более актуальным. Антон Семенович Макаренко когда-то справедливо заметил, что "воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги". Действительно, личность ребенка формируется через гармоничное сотрудничество семьи и школы.

Безусловно, процесс формирования личности начинается в семье. Семейное воспитание, традиции, общение с родственниками и близкими, а также личный пример родителей играют ключевую роль в становлении личности. Именно в семье ребенок начинает осознавать свою этническую принадлежность, идентифицировать себя с представителями своего этноса и усваивать жизненные ценности. Поэтому важно с раннего возраста прививать детям любовь и уважение к родителям, своему народу, родному краю и языку. В современных условиях это особенно актуально.

Когда ребенку исполняется семь лет, он идет в школу. Существует мнение, что воспитанием ребенка должна заниматься в первую очередь школа. На наш взгляд, это заблуждение. Важно, чтобы семья и школа взаимодействовали на равных. Поскольку ребенок проводит значительное время как дома, так и в школе, педагоги и родители должны быть союзниками и единомышленниками, совместно решая вопросы воспитания и обучения.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

С чего начинается сотрудничество с родителями?

Во-первых, с установления доброжелательных отношений.

Во-вторых, важно информировать родителей о процессе воспитания и обучения, делиться успехами и прогрессом ребенка, а также обсуждать возникающие вопросы.

В-третьих, следует организовывать родительские собрания и индивидуальные консультации для повышения педагогической культуры родителей. Кроме того, необходимо привлекать родителей к совместной деятельности с детьми как в школе, так и за её пределами.

Переход из начальной школы в среднюю всегда представляет собой сложный этап как для учеников, так и для их родителей. В пятом классе дети сталкиваются с множеством учителей, различными требованиями и новой системой уроков. В этой ситуации классный руководитель играет ключевую роль. Его задачи включают создание атмосферы взаимопонимания между детьми, учителями и родителями, изучение семей и условий воспитания, установление прочной связи с родителями и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.

В нашей гимназии работа классного руководителя с родителями включает:

- изучение семей и условий воспитания;

- составление социального паспорта;

- информирование родителей о ходе учебно-воспитательного процесса;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- взаимодействие с родительским комитетом;

- совместную деятельность родителей и учеников.

Классный руководитель должен понимать цель, принципы и методы работы с родителями, придерживаясь демократичного стиля, основанного на доверии и взаимодействии.

Школа и семья объединены одной целью – воспитать детей хорошими людьми, подготовить их к жизни и вооружить знаниями. Любые формы сотрудничества между школой и родителями полезны, если они способствуют положительным результатам в обучении и воспитании детей.

Основой для эффективного взаимодействия школы и семьи является коммуникативное социальное партнёрство, где педагоги и родители обучают друг друга, обмениваясь знаниями и идеями по воспитанию детей. В этом подходе они выступают равноправными партнёрами, что отличается от традиционного просветительского подхода, где учитель и родитель занимают неравные позиции. Коммуникативное партнёрство позволяет обеим сторонам быть трансляторами знаний и мнений и может быть реализовано через диалоговые формы взаимодействия, такие как круглые столы и дискуссии с участием родителей.

Таким образом, сотрудничество между семьей и школой всегда было важным и необходимым. Родители играют ключевую роль в начальном обучении ребенка, так как семья является основой формирования личности и главным институтом воспитания. Эффективные воспитательные результаты достигаются благодаря активному взаимодействию семьи с другими социальными институтами. Поэтому школа берет на себя ответственность за предоставление родителям знаний в области педагогики, психологии и культуры общения.

Взаимодействие с семьей является одной из актуальных и сложных задач для школы и педагогов. Это взаимодействие основывается на постоянном внимании школы к развитию ребенка, своевременных рекомендациях учителей и изучении особенностей каждой семьи. Педагоги играют ключевую роль в создании союза с род


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика