Люлина Людмила Сероповна,
учитель начальных классов
МБОУ “Гимназия № 126”
Советского района г.Казани
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой семью объединяет целая система отношений. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Но всем, имеющим отношение к методике воспитания известно, что семья совместно со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего и семейного и учебно-воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.
Вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка — семья или школа, становится все более актуальным. Антон Семенович Макаренко когда-то справедливо заметил, что "воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги". Действительно, личность ребенка формируется через гармоничное сотрудничество семьи и школы.
Безусловно, процесс формирования личности начинается в семье. Семейное воспитание, традиции, общение с родственниками и близкими, а также личный пример родителей играют ключевую роль в становлении личности. Именно в семье ребенок начинает осознавать свою этническую принадлежность, идентифицировать себя с представителями своего этноса и усваивать жизненные ценности. Поэтому важно с раннего возраста прививать детям любовь и уважение к родителям, своему народу, родному краю и языку. В современных условиях это особенно актуально.
Когда ребенку исполняется семь лет, он идет в школу. Существует мнение, что воспитанием ребенка должна заниматься в первую очередь школа. На наш взгляд, это заблуждение. Важно, чтобы семья и школа взаимодействовали на равных. Поскольку ребенок проводит значительное время как дома, так и в школе, педагоги и родители должны быть союзниками и единомышленниками, совместно решая вопросы воспитания и обучения.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
С чего начинается сотрудничество с родителями?
Во-первых, с установления доброжелательных отношений.
Во-вторых, важно информировать родителей о процессе воспитания и обучения, делиться успехами и прогрессом ребенка, а также обсуждать возникающие вопросы.
В-третьих, следует организовывать родительские собрания и индивидуальные консультации для повышения педагогической культуры родителей. Кроме того, необходимо привлекать родителей к совместной деятельности с детьми как в школе, так и за её пределами.
Переход из начальной школы в среднюю всегда представляет собой сложный этап как для учеников, так и для их родителей. В пятом классе дети сталкиваются с множеством учителей, различными требованиями и новой системой уроков. В этой ситуации классный руководитель играет ключевую роль. Его задачи включают создание атмосферы взаимопонимания между детьми, учителями и родителями, изучение семей и условий воспитания, установление прочной связи с родителями и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.
В нашей гимназии работа классного руководителя с родителями включает:
- изучение семей и условий воспитания;
- составление социального паспорта;
- информирование родителей о ходе учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с родительским комитетом;
- совместную деятельность родителей и учеников.
Классный руководитель должен понимать цель, принципы и методы работы с родителями, придерживаясь демократичного стиля, основанного на доверии и взаимодействии.
Школа и семья объединены одной целью – воспитать детей хорошими людьми, подготовить их к жизни и вооружить знаниями. Любые формы сотрудничества между школой и родителями полезны, если они способствуют положительным результатам в обучении и воспитании детей.
Основой для эффективного взаимодействия школы и семьи является коммуникативное социальное партнёрство, где педагоги и родители обучают друг друга, обмениваясь знаниями и идеями по воспитанию детей. В этом подходе они выступают равноправными партнёрами, что отличается от традиционного просветительского подхода, где учитель и родитель занимают неравные позиции. Коммуникативное партнёрство позволяет обеим сторонам быть трансляторами знаний и мнений и может быть реализовано через диалоговые формы взаимодействия, такие как круглые столы и дискуссии с участием родителей.
Таким образом, сотрудничество между семьей и школой всегда было важным и необходимым. Родители играют ключевую роль в начальном обучении ребенка, так как семья является основой формирования личности и главным институтом воспитания. Эффективные воспитательные результаты достигаются благодаря активному взаимодействию семьи с другими социальными институтами. Поэтому школа берет на себя ответственность за предоставление родителям знаний в области педагогики, психологии и культуры общения.
Взаимодействие с семьей является одной из актуальных и сложных задач для школы и педагогов. Это взаимодействие основывается на постоянном внимании школы к развитию ребенка, своевременных рекомендациях учителей и изучении особенностей каждой семьи. Педагоги играют ключевую роль в создании союза с род