Игра как средство взаимодействия участников образовательного процесса. «Интеллектуально-познавательные игры межкультурной направленности «Вслед за Маленьким принцем» (для детей и родителей билингвальных классов)

Скворцова Раисия Алексеевна,
Самигуллина Гульнара Айратовна,
учителя французского языка
МБОУ «Гимназия №33»
Авиастроительного района


Игра – путь детей к познанию мира.
М.Горький


Вопросы сотрудничества между родителями и учителем c целью взаимообучения на благо развития детей становится одним из актуальных вопросов современного образования. Все три стороны, ребенок – родитель-учитель, являются активными участниками образовательного процесса. Иногда роль родителя рассматривается неким формальным элементом. В действительности, максимального результата в развитии и обучении ребенка можно ожидать только при активной позиции каждого из трех элементов этого триединства.

Отношения между профессионалами-педагогами и родителями не являются равноправными: первые обладают профессиональным опытом и находятся в рамках программы, тогда как вторые зависимы от наличия личного времени и эмоциональной сферы. Именно школа должна направлять и рекомендовать правила «игры», чтобы максимально использовать все имеющиеся механизмы и возможности для достижения полноценного результата. Вовлечение родителей в школьную жизнь улучшает эмоциональный климат взаимного образовательного пространства и способствует более качественному родительскому сопровождению детей в процессе воспитания и обучения.

Механизмы, которые будут способствовать установлению таких отношений, связаны с четырьмя основными этапами: знакомство-принятие, информирование, диалог и вовлечение. Каждый из этих этапов представляет собой профессиональный акт с конкретной целью и является важным и необходимым элементом на протяжении всего периода пребывания ребенка в школьном образовательном пространстве.

В нашей статье мы более подробно остановимся на последнем пункте - этапе вовлечения родителей в школьную жизнь, и поделимся одним из примеров успешного опыта проделанной работы.

В условиях реформирования системы образования, включающего становление регионального (вариативного) и профильного школьного компонентов содержания, в различных типах образовательных учреждений все чаще получают распространение собственные (авторские) походы к организации учебно-воспитательного процесса, в том числе основанные на применении игры.

Игровая индустрия сейчас начала превосходить по масштабам сферу кино, потому что геймификация мотивирует, помогает избавиться от угнетающей рутины, снимает напряжение, избавляет от страха совершать ошибки, а также учит работать в команде. Являясь одной из приоритетных форм организации социокультурной деятельности, интеллектуальные - познавательные игры все чаще входят в непосредственную практику работы школ, вузов, учреждений культуры, подростково-молодежных клубов, общественных объединений и организаций, учреждений дополнительного образования, что свидетельствует в том числе и о том, что интеллектуальное развитие подростков и молодежи, воспитание у них культурных, нравственных и патриотических ценностей являются одной из стратегических образовательных задач нашего времени.

Являясь образовательным учреждением гуманитарной направленности с углублённым изучением французского языка в билингвальных классах, МБОУ «Гимназия №33» Авиастроительного района г. Казань ежедневно утверждает проверенную временем систему непрерывного обучения французскому языку. Это сочетание бесценного опыта, богатых традиций с инновационными подходами и современными образовательными технологиями, которые активно внедряются не только на уроках, но и при проведении внеклассных мероприятий. В рамках данной статьи мы хотим поделиться опытом проведения интеллектуально - познавательных игр межкультурной направленности при участии учащихся билингвальных секций гимназии и их родителей.

В наших играх мы базируемся на традиционных вариантах инструментов геймификации:

- сюжетная линия;

- игровые уровни;

- система баллов;

- соревнование;

- обратная связь.

Историческая справка. Первая интеллектуально - познавательная игра «Вслед за Маленьким принцем» была разработана учителями французского языка МБОУ «Гимназия №33» в 2022 году, а затем впервые проведена в рамках традиционной Лингвистической недели в самой гимназии. Она имела целью вовлечь обучающихся в путешествия, которые совершал герой одноименной сказки великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Данное мероприятие явилось своего рода обобщением цикла дополнительных занятий по французскому языку «Туристический французский», «Страноведение». Тематика игр подбиралась согласно программе по данным дисциплинам. В период с 2022 по 2023 годы уже проведено 4 игры для учащихся билингвальной секций нашей гимназии (7-8, 9-10 классы).

Идея проведения таких игр именно для родителей возникла во время подготовки к III Региональному (с международным участием) лингвокультурному форуму «L’amitie sans frontieres!» (Дружба без границ!). Первыми участниками стали родители 3-8 билингвальных классов. Примечательно, что родители проявили большой интерес к подобного рода играм межкультурной направленности и на сегодняшний день мы провели более 4 совместных встреч.

Команды – победители и призеры награждаются грамотами, призами и переходящим кубком. Примечательно, что в качестве приза дети получают бонус в виде дополнительных индивидуальных занятий - общения с учителем французского языка или носителем-франкофоном. А родители имеют право сыграть в интеллектуальную игру на городском турнире.

Серия интеллектуально-познавательных игр приобретает масштаб не только городского, но и международного уровня. Традиционно жюри состоит из трех представителей разных учреждений города. Председателем жюри является представитель РКПО «Альянс-франсез Казань», члены жюри - носители франкофоны, а также студенты различных вузов, бывшие учащиеся билингвальной секции МБОУ «Гимназия №33».

В нашем случае крайне важно было найти механизмы создания такой среды, которая была бы оснащена одновременно фильтрами и эталонами (тем, на что можно было бы ориентироваться) и, в то же время, пластичным, творческим образованием, не ограничивающим понимание получаемого сообщения, но способствующего его максимально эффективной передаче.

Б.В. Марков отмечает: «Коммуникативный опыт – это разговор и понимание, возникающие между двумя субъектами, каждый из которых является участником переговоров. Он также имеет много общего с игрой, где имеет место интеракция» [Марков, 2011, 70].

В заключении хотелось бы сказать, что именно игра создает особый мир – мир игровой действительности, характеризующийся особым хронотопом (единством времени и пространства) и, потому замкнут в своем существе и полностью захватывает игрока. В этом отношении игра как форма сотрудничества может выступить примером наиболее эффективной коммуникационной среды для детей и их родителей. Создаваемое нами игровое пространство, несмотря на строгость правил, обладает определенной пластичностью – готовностью к изменению и преобразованию в зависимости от целей организаторов и запросов игроков. Однако следует помнить, что прием геймификации в построении эффективного сотрудничества между родителем, ребенком и учителем сработает только в том случае, если все участники коммуникативного процесса готовы вступить в игру. Организуемые нами игры имеют успех как у детей, так и у родителей.

Библиография

1. Антоновский А.Ю. Коммуникация как эпистемическая проблема // Эпистемология и философия науки. 2016. № 1(47). С. 5-24.

2. Тебякина Е.Е. Игра как форма коммуникации: антропологические особенности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Том 6. № 3А. С. 220-230.

3. Марков Б.В. Философия языка и коммуникации. Человек в мире звуков и образов. 2011. 223 с

4. Pelletier L. et Lenoir A. (2020), Regards critiques sur la relation ecole-familles, Paris, Editions des archives contemporaines.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика