Работа или взаимосвязь школы и семьи?

Бострикова О.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №7 им. Героя России А.В.Козина»
Ново-Савиновского района г.Казани


Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего мы – родители,
А все остальное потом.
Р. Рождественский


Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечением общественной стабильности и прогресса. Система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационной способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих поколений. Стабильность, спокойствие и сила государств опираются на нормы и ценности семейного образа жизни.

Поэтому «учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества», 22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей.

Год семьи – это не набор памятных дат, праздников и развлечений, а большая работа, практическая и исследовательская. Я считаю, что именно по этому принципу должна осуществляться взаимосвязь школы и семьи. Избегая словосочетания «работы школы с семьей», я соглашаюсь с доктором педагогических наук, профессором Московского государственного педагогического университета Н.Е. Шурковой, что «школа не должна работать с семьей». Ведь 1) ни одна семья не просит, чтобы с ней работали; 2) семья не хочет, чтобы в ее тайны заглядывали; 3) семья не доверяет таких полномочий школе.

Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по существованию, и по назначению. Однако, ни в коем случае нельзя согласиться с полной изолированностью одной сферы жизни ребенка от другой. Взаимосвязь школы и семьи оправдана и должна быть.

Современные взаимоотношения школы (как института социального воспитания) и семьи (как института родительского воспитания) должны обрести форму альянса как нежного союза. Обоюдным интересом такого альянса выступает ребенок – уважаемый школой и любимый родителями.

Личность ребенка

Родители легко согласятся на заключение альянса, даже примут роль «ведомого» в нем, если педагог (независимо от возраста и стажа педагогической деятельности) проявит высокую компетентность в научно-педагогической области: человек не может не уважать компетентность другого человека. Но они должны удостовериться в основательности психологических знаний, в хорошей этической подготовке, обнаружить в процессе взаимодействия высокий уровень педагогического мышления и такта.

Но, как уже было сказано, в альянсе два партнера должны оставаться независимыми, и это произойдет, если их планируемое взаимодействия будет основано на ряде общих принципов:

1 принцип – принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

(Пример начала беседы: «Сегодня я хочу предложить вам, если не возражаете, поговорить о будущем лице наших детей, счастливых и достойных…»)

2 принцип – принцип сопряжения, сохраняющий гармонию норм и требований к ребенку школы и семьи.

(Реплика классного руководителя: «Завтра в нашей школе проходит День Здоровья. Как известно «в здоровом теле здоровый дух». Мы просим вас поддержать такое отношение и присоединится к нашей заботе о здоровье и красоте тела…»)

3 принцип – принцип сопереживания, направленный на сохранение высокого уровня доброжелательности двух партнеров.

(Индивидуальная беседа с учеником: «Ты отлично справился с контрольной работой. Расскажи своим родителям об этом успехе. Порадуй их, пожалуйста…»)

4 принцип – принцип сопричастности, содействующий договоренности о степени соучастия каждого партнера в создании наилучших условий воспитания ребенка.

(Обращение классного руководителя к ученикам: «Поработайте почтальонами…Вручите, пожалуйста, родителям письма, где содержится просьба помочь вам подготовится вам к проведению конкурса карнавальных костюмов…»)

5 принцип – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух партнеров в едином деле с детьми. (совместные праздники, КТД, Балы трех поколений…)

6 принцип – принцип меры, требующий сохранять неприкосновенность профессиональной сферы и семейной.

(не претендовать на перевоспитание родителей, не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей)

Что же касается разнообразия всем известных форм и методов взаимодействия педагога с родителями, то современная школа накопила такой богатый опыт, что его достаточно, чтобы разумно и целесообразно выбрать оптимальный и актуальный на конкретный момент.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика