Осипов Владимир Павлович,
учитель физики
МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина»
Ново-Савиновского района г.Казани
Учение — это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого понятия
В. Сухомлинский
Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека - созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей [5]. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука и т.д. Отдельное место здесь занимает, конечно, семья. Не зря, объявляя 2024 год - годом семьи, президент России В.В. Путин сказал: «Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности». И становится понятно, что семья и школа должны идти рука об руку в формировании нравственных ценностей.
Физика, как наука о природе, изучающая законы, управляющие миром вокруг нас, может стать не только площадкой для изучения законов природы, но и важным инструментом для духовно-нравственного воспитания учащихся. В этой статье мы рассмотрим, как интеграция нравственных аспектов в обучении физики может способствовать формированию гармоничной личности.
В интернете можно найти достаточно много интересных материалов по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики. Описание некоторых из них дано в списке использованных источников и литературы, поэтому при желании можно с ними познакомиться [4,7]
Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между семейным воспитанием и классными, а также внеклассными занятиями. Поэтому мы хотим представить фрагмент урока в рамках внеурочных занятий, проведенных в нашей Гимназии в конце учебного года, на тему: «Закон сохранения Добра».
Фрагмент урока:
На доске работы учеников:
1. Газеты по теме: Наука и нравственность»
2. Рисунки по теме: «Добро и Зло"
Ход урока.
В ходе подготовки к уроку, силами учеников 9 класса был создан анимационный фильм в 2-х частях по рассказу итальянского писателя Дино Буццати «Свидание с Эйнштейном» [3]. Урок начинается именно с просмотра первой части этого фильма (длит. 3:27 мин). Посмотреть его можно по ссылке: https://ok.ru/video/4655239531259
Учитель: Здравствуйте Ребята! Мы посмотрели анимационный фильм, который нарисовали, озвучили и смонтировали ученики 9-го класса Екатерина Рудик и Илья Салин. Продолжение видеосюжета посмотрим в конце урока, думаю тогда же нам станет ясно, что мы хотели сказать этим фильмом.
Сегодня мы обобщаем и повторяем тему «Закон сохранения энергии». Как мы знаем физика – наука о природе, о ее явлениях, закономерностях. А давайте вспомним какие физические явления мы с Вами изучили?
Ученики: Механические, электромагнитные, оптические, тепловые, атомные.
В таблице 1 представлены виды физических явлений.
Таблица 1. ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Учитель: В каждом из этих разделов мы рассмотрели открытия, которые совершили великие ученые. Но сегодня мы поговорим не столько о самих открытиях, а сколько какую роль они сыграли и внесли в наше развитие, сознание, в наши человеческие взаимоотношения. Вспомним хотя бы: простые механизмы Архимеда, первую электрическую батарейку - Вольтов столб, освоение космоса и труды Циолковского, применение ядерной энергии…
Так сложилось, что все эти открытия имеют две стороны медали: с одной стороны они несут созидание или Добро, с другой - разрушение или Зло.
Давайте теперь продолжим нашу таблицу именно с этих точек зрения – где открытия ученых работают во имя Добра, а где - во имя Зла. Для этого 1-ый ряд заполнит колонку с именами ученых, с которыми связаны те или иные явления, 2-ой ряд – колонку «Добро» и 3-ий ряд - «Зло».
Ученики: (работают в группах) Выходят и заполняют свои колонки.
Учитель: Все эти явления связаны с законом сохранения энергии.
В замкнутой системе энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а переходит из одного вида в другой.
Сегодня я хотел бы предложить Вам рассмотрение этого закона не с точки зрения физических явлений, а с точки зрения нравственных категорий. Поэтому, перефразируя этот закон, назовем наш урок так: «Закон сохранения Добра».
Нравственность (мораль) является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла.
Но что есть Добро? Как Вы думаете?
Ученики: - это когда приходишь другим на помощь; - работа во благо; - вера, надежда, любовь; - милосердие
Учитель: А вот какие определения дают философы:
- Добро – это то, что делается во благо общества, во имя чего-то большего, чем интересы отдельного человека.
- Абсолютное добро – это гармония мира и всех его частей
(Учитель разворачивает газету). Перед вами газета «Аргументы и факты» №45 за 2009г [2]. Здесь напечатана статья Натальи Бояркиной про возчика казанского райпищеторга Асгата Галимзянова, который купил за свои деньги 73 автобуса и все подарил детям. Вы конечно все знаете его, ему посвящен бронзовый памятник у стен Казанского Кремля. Вот что значит истинное добро!
Можно теперь дать и определение Зла. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
Ученики: - коронавирус;- воровство;- гибель природы;- зависть, эгоизм
Учитель: А вот какие определения дают философы:
Абсолютное зло – это любое разрушение гармонии мира или его отдельных частей.
Прежде чем вывести формулу зависимости Д и З (Д-«Добро», З-«Зло», прим. автора), хотелось бы выслушать самые интересные моменты из газет, которые Вы дома подготовили на тему : « Наука и нравственность»
Ученики:
- (выступления учеников. Выдержки из газет)
Ну вот, теперь попробуем записать формулу зависимости Д и З. Рассмотрев Ваши рисунки, заметки, можно сделать такой вывод:
Учитель: Д = 1/З и З = - Д
Т.е. добро обратно пропорционально Злу (чем меньше зла, тем больше добра). Энергия жизни создается постоянным функционированием полюсов Добра и Зла? Если не будет чего-то одного. То исчезнет энергия жизни? Вечная борьба Добра и Зла – это и есть энергия жизни: Еж ! Вот такой красивый физико-математический подход к проблеме. Это действительно простая и красивая зависимость. Известно же, что наличие противоречий, конфликтов, антогонизмов часто является стимулом к развитию. Это касается природы, общества, человека. Так может, Д и З действуют сообща, создавая условия для жизни, давая ей энергию? И уничтожение зла приведет к уничтожению жизни? Ведь согласно второй формуле, если З=0, то и Д=0.
Честно говоря, когда я готовился к этому уроку, у меня тоже родилась своя формула: Д = Еж -З
Почему минус? Дело в том, что закон сохранения энергии выполняется только для замкнутой системы. Вспомним, хотя бы колебания маятника, ведь не вся энергия переходит из Еп в Ек., потому что замкнутость системы свободных колебаний нарушена работой силы трения, т.е.
Ученики: Т.е. Зло- можно представить как работу силы трения. А она, Атр присутствует во всех механических процессах, причем выполняет отрицательную работу… Таким образом, Зло- есть подобие Атр в физике. Оно, как сила трения, тормозит созидание. Теперь получается Добро без Зла может прекрасно существовать!
Ученики: А я думаю Зло можно представить как вирус, извне внедряющийся в жизнь человека, т.е. в замкнутую систему человека со всеми его органами, вспомнить хотя бы - коронавирус. Теперь получается, если даже З=0, то Добра будет еще больше, оно не уничтожится.
Учитель: Вывод: Добро органично включает в себя жизнь, а Зло по своей природе враждебно жизни (совсем не так как потенциальная и кинетическая энергии, согласитесь). Аналогия с положительным и отрицательным полюсами как в физике здесь не подходит. У нас же получалось, что Д и З равноценны и взаимозаменяемы… А на самом деле, они не просто противоположны, они имеют принципиально разную природу: Добро –созидание, а Зло – разрушение. Таким образом, Д без З прекрасно может существовать, а З без Д неминуемо погибнет, т.к. ему нечего будет разрушать. И жизнь без З не просто возможна, она стала бы лучше, разнообразнее, интереснее. Так что не стоит бояться уничтожать Зло, хуже от этого не станет, будет только лучше. Значит, пословица: «Не делай добра – не получишь зла», физически неверна.
Продолжим. У Вас на столах небольшие листочки бумаги. Вспомните и запишите кратко один пример, что Вы доброго сделали в своей жизни и один пример не очень хорошего поступка, а может и злого.
Кто сможет, расскажите нам о втором.
Ученики: (сколько было проведено уроков, всегда находятся те ребята, которые могут рассказать: как списывали, подвели друга и др. Прим. автора).
Как Вы думаете, почему я не спрашиваю у Вас о добрых делах?
Ученики: потому, что это легко рассказать.
Учитель: потому, что… «В зле страшна секретность, а в добре – стремление быть на виду» Конфуций.
Интересно в каких единицах можно измерять Д? Есть предложения?
Ученики: можно выбрать в классе самого достойного и его именем назвать единицу измерения Добра.
Учитель: и как вы считаете, кого можно назвать самым достойным, можете назвать его?
Ученики: (после обсуждения определяют самого достойного ученика и аргументируют свой ответ).
Учитель: В физике с энергией всегда связывают такое понятие как КПД.
?=( Ап/Аз)·100%
КПД определяется как отношение полезной работы ко всей совершенной работе, выраженной в процентах. Можно ли перевести эту формулу на нравственные категории? На одном из рисунков я уже видел попытку выразить такую зависимость, но мне кажется она не совсем корректной: Д= Д/Д+З.
В моем понимании формула должна выглядеть так:
КДД= Д/Д+З или КДД= Д/ Еж
Но в действительности после математических преобразований мы приходим к выводу, что они абсолютно идентичны, только в левой части выражения заменяем Д на КДД – коэффициент добрых дел. Если это так, то давайте попробуем для себя определить свой КДД. Понимаю, что это трудно сделать, но на вскидку, т.е. в первом приближении – можно! Ведь физика – наука экспериментальная и погрешностей не избежать. Вспомните, сколько добрых дел Вы сделали в классе, скажем в этой четверти и сколько - не совсем хороших, а затем остается только подставить в формулу КДД.
Ученики: (определяют свой КДД и парами обсуждают результаты)
Учитель: И еще одно понятие хотелось бы затронуть в нашем сегодняшнем разговоре – это относительность Д и З [6].
Если я украду у соседа банан – это добро, а если сосед украдет банан у меня – это зло.
Как и в физике здесь все не так просто… Простейший пример – курение. Любой курильщик будет вас уверять, что курение помогает ему собраться с мыслями, расслабиться, упростить общение и т.д., т.е. для него курение -добро! Любые ограничения на курение он воспринимает как зло. Как попытку ограничить его свободу. А что в результате? Пергаментная кожа, желтые зубы, табачный дым, одышка, различные болезни вплоть до рака легких. Наверное, ни один больной раком не станет настаивать, что его болезнь – благо для него. Он будет проклинать свое легкомыслие, табачные компании, врачей, которые будто его не предупреждали. И то же самое с другими привычками и деяниями.
Если мы разрушаем природу, то мы опять-таки должны понимать, что мы творим зло, даже если нам кажется, что мы обеспечиваем себе более удобную и безопасную жизнь.
Вспомним как мы ходим к стоматологу?
Как же не ошибиться при оценке, что является истинным Добром, а что истинным Злом?
Ученики: Пример со стоматологом неверный, т.к. и стоматолог и пациент хотят совершить доброе дело, здесь никто никому не хочет причинить зла.
Ученики: Разрушая природу для своего блага, мы совершаем только зло, хотя нам и кажется, что мы обеспечиваем себе «удобную» жизнь. Мы ведь разрушаем гармонию природы, а это и есть по определению - зло.
Учитель: Вывод один – никакой относительности добра и зла нет, есть только наши заблуждения, наша неспособность понять истинные причины и следствия наших поступков. Надеяться только на свои житейские представления о том, что хорошо и плохо – не стоит. Ошибок при этом, причем очень серьёзных – не избежать.
Поэтому нам может помочь во- первых:
- наш разум;- наша совесть;- Вера или религия. Ведь все светлые религии имеют систему моральных запретов и предписаний. Хотя при этом Вы можете быть и не верующим человеком.
И еще может помочь «Золотое правило»:
Надо поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Вот теперь можно досмотреть 2-ую часть свидания Эйнштейна с Чертом [3], думаю их диалог подведет черту нашей встрече. Посмотреть его можно по ссылке: https://ok.ru/video/4655208401659 (длит.2:46 мин)
Ученики: (Идет просмотр анимации).
Учитель: что хотелось бы добавить... У Чингиза Айтматова есть такой рассказ: «Плачь перелетной птицы» [1]. Послушайте отрывок из этого произведения от имени стаи лебедей, которые летят на юг, на зимовье. А у озера, где они каждый год отдыхали, идет сражение и вот какие мысли появляются в голове у вожака стаи, глядя на это сражение с высоты птичьего полета.
Ученик:
Лечу и плачу,
Лечу и плачу,
Лечу и плачу,
Заклиная людей и богов,
Поосторожней с землею,
О, люди, полегче сплеча...
Что -- журавлиные слезы?.. Смахните с лица!
И все же, и все же, и все же --
Упаси вас, о люди, от бед нелюдских --
Упаси от пожаров неугасимых,
От кровавых побоищ неудержимых,
Упаси вас от дел непоправимых,
Упаси вас, о люди, от бед нелюдских...
Учитель: Ну вот, теперь мы выяснили разницу между «Добром» и «Злом» и смею надеяться - поняли, что СОЗИДАНИЕ зависит именно от каждого из нас. Спасибо за урок!
Таким образом, при обучении физике, как и любого другого предмета возникают безграничные возможности воспитания. И как бы высоко не шагнул научно – технический прогресс, не надо забывать о человеческих ценностях и самом человеке, как главном созидателе и творце завтрашнего дня, носителе нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия. И если эти «лепестки цветка» оберегать еще и в семье, то мы получим самое прекрасное поколение нашей Родины. Недаром, еще в 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «…вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье...»
Список литературы:
1. Айтматов Ч. Повести и рассказы / [Худож. В. Н. Рыжов]. — Фрунзе: Кыргызстан, 1985. — 608 с.
2. Бояркина Н. Миллионер из трущоб // Аргументы и факты. — 2009. — № 45 (1514). — 10 нояб. — С. 31.
3. Буццати Д. Избранное: Сборник / Пер. с итал.; Сост. и предисл. Р. Хлодовский. — М.: Радуга, 1989. — 424 с.
4. Войтюк О. В. Развитие представлений о семейных ценностях посредством ситуационных задач на уроках физики на примере изучения темы «Работа и мощность электрического тока» [Электронный ресурс] // Учительский портал. — Апрель 2014. — Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4107
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 20 с. — (Стандарты второго поколения).
6. Новиков Ю. Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dobro-i-zlo.narod.ru/stati/dobizotnos.htm.
7. Харченко Н. И. МКОУ "Больше-Желтоуховская СОШ", г.Киров, Калужская обл., учитель физики. 1 сентября. Духовно-нравственное воспитание на уроках физики.