Валиуллина Эльмира Айдаровна,
Гайнуллина Алсу Мавлетовна,
учителя начальных классов
МБОУ «Школа № 103»
Ново-Савиновского района г.Казани
«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.
На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы»
В.А.Сухомлинский
Недавно завершился Год педагога и наставника, который был тесно связан с Годом семьи. Об этом говорил и министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. И действительно это так. Мы считаем, что учитель- это наставник для своих учеников, он же является «второй мамой» для своих детей. У нас так и происходит в жизни. Большинство времени мы проводим в школе со своими маленькими детьми, так как мы учителя начальных классов. Родители, приводя своих детей в школу, прежде всего хотят быть уверенными, что их детей не будут обижать, что классный руководитель будет заботиться о ребенке.
От того, как начнут взаимодействовать между собой учитель, ученик и родитель, зависит успешность его образовательной деятельности. Чтобы родители были спокойны, педагогу нужно показать свою заинтересованность в воспитании и обучении каждого конкретного ребёнка. Родитель хочет видеть чуткого и внимательного учителя, тогда у него формируется позитивное отношение к школе, тогда родитель будет активно сотрудничать с педагогом и со школой, мы стремимся так сделать, чтобы дети с радостью шли в школу, чтобы им было интересно на уроках. И наши ученики не бегут после уроков домой, чему мы очень рады.
Учителю необходимо постоянно изучать и знать семейные условия учащихся, быть не только советчиком, но и доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему тайны, прислушиваться к мнению родителей.
Учебно-воспитательная деятельность должна быть открытой. Родителям нужно давать необходимую информацию об успехах и проблемах их ребёнка. Конечно же делать это надо очень тактично и сразу же предлагать необходимую помощь в решении этих вопросов. Исследования показывают, что дети добиваются хорошей успеваемости, успеха в коллективе, если их родители принимают активное участие в учёбе и школьной жизни своих детей. Вот именно такое участие родителей говорит ребёнку, что его папа и мама заинтересованы в его образовании, что школа является главным наставником в его жизни. И именно учитель показывает своим ученикам, как он заботится, переживает за них, и о таком учителе дети рассказывают своим родителям, как он их любит, какой он добрый. При этом у родителей исчезает тревога, они начинают понимать, что рядом с их ребёнком действительно находится мама, которая не обидит и не предаст. Они начинают понимать, что школа для них – это вторая семья.
Вся работа школы с семьёй делится на коллективные и индивидуальные формы. К коллективным относятся: родительские собрания, совместные праздники и школьные мероприятия, подобно семейным встречам, которые сближают всех, учат поддерживать друг друга, как это делает настоящая семья. В системе работы школы с семьёй большую роль играет деятельность родительских комитетов – общешкольного и классного, которые способствуют установлению связей родителей со школой, организует педагогическое просвещение, участвуют в профессиональной ориентации школьников.
В заключении хочется отметить, что от совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители, принимая активное участие в жизни своих детей, лучше понимают и налаживают взаимоотношения, а педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет правильно выбрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном процессе, начинают ощущать себя комфортнее, увереннее и спокойнее, в результате чего лучше учатся и имеют меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми. Семья вместе со школой создает важнейшие факторы воспитания, которые определяют успешность всего учебно-воспитательного процесса. Мы считаем, что родители – это обязательное звено в образовательном процессе школы.
Список литературы:
1. М.А.Князева. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника.//Начальная школа плюс До и После. 2012. - № 3.
2. Ж.А.Горячева. Теория и практика образования в современном мире.//Материалы V Ме?дународной научной конференции г. Санкт-Петербург, 2014.