Хисамбиева Регина Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Школа №85»
Ново-Савиновского района г.Казани
Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся через семейные традиции становится одним из главных потребностей образовательной системы. Как писал Артур Шопенгауэр «… спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».
Условия, от которых зависит здоровье ребенка и его отношение к здоровому образу жизни, закладываются в семье. Здоровье ребенка зависит от:
- условий жизни в семье;
- образования родителей;
- культурно-гигиенических навыков.
Семья и школа, как социальные партнеры, прививают правильное отношение ребенка к своему здоровью, что служит укреплению отношений всех членов семьи и классного коллектива в целом.
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
• глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
• дидактическую – предоставление необходимых знаний в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, способствующих сохранению здоровья;
• методическую – предоставление правил личной гигиены, а также знаний о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Чтобы привить культуру правильного отношения к своему здоровью у младшего школьника, вначале идет работа с родителями, которая включает в себя серию родительских собраний на темы по ЗОЖ: «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Режим труда и учебы», «Физическое воспитание детей в семье», «Вредные привычки у детей».
Школа и семья должны работать в паре, наравне. Именно поэтому в начале года я провожу опрос (Приложение 1) родителей и детей на предмет семейных традиций в сфере ЗОЖ. Полученные данные анализирую, после чего провожу родительские собрания, где рассказываю о результатах опроса. Также на родительские собрания приглашаю медицинских работников, где они рассказывают родителям о сезонных простудных заболеваниях и как предотвратить их, как влияют гаджеты на развитие и здоровье детей.
Проводим классные часы на темы: «Привычки и семейные традиции семьи в сфере ЗОЖ», «Путешествие по стране Здоровье», «Дети и компьютер», «О вреде курения / алкоголя / наркотиков». Привлекаю родителей, где они рассказывают на классных часах о своих традициях в семье. Дети активно участвуют в классных часах, рассказывают вместе с родителями о своих традициях. На таких совместных классных часах дети чувствуют свою значимость, чувствуют себя частью общей деятельности.
Ежегодно проводим конкурсы рисунков, видеороликов, посвященные режиму дня, правильному питанию, вредным привычкам. Викторины, направленные на знание детей основных правил личной гигиены. Родители совместно с детьми изготавливают стенгазеты, в которых рассказывают о своих спортивных увлечениях, используют фотографии из семейных архивов.
В классе создаем уголок «Мойдодыр», посвященный ЗОЖ. Уголок обновляется ежемесячно. Каждый ребенок, совместно со своей семьей, дополняют этот уголок. Такая совместная деятельность сближает семью и ребенка. У детей появляется интерес к данной деятельности, появляется дух соперничества.
Именно поэтому я считаю, что очень важно присутствие и участие семьи в школьной жизни ребенка. Семья и школа – два инструмента, дополняющих друг - друга при воспитании и развитии личности ребенка. В своей практике использую совместные мероприятия, помогающие сплотить ребенка, семью и школу. Такие как: совместные выезды на экскурсии и походы, мероприятия, посвященные укреплению взаимосвязи ребенка и семьи. Например: «Праздник ЗОЖ», «Конкурс снеговиков», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Такие мероприятия совместного участия семьи и детей помогают сплотить школу, семью и детей. Помогают формировать правильное отношение к своему здоровью с раннего детства, повышают уровень знаний учащихся о здоровье.
Как учитель-практик вижу, что школа должна заниматься не только учебной деятельностью, но и воспитательной работой, направленной на укрепление и поддержание своего здоровья. Поэтому уделяю особое внимание внеклассным мероприятиям, направленные на формирование здорового образа жизни.
Список литературы:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. М.: Аргументы и факты, 1993
2. Алпатова Н.С., Варфоломеева Т.В., Мазуренко Д.В. Медико-социальные аспекты этиологии нарушений здоровья в детском возрасте // Современные проблемы науки и образования. — 2014.
3. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко // Пед.соч: в 8 т. Т.5. М.: Педагогика, 1985
4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2003
5. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников, 2008
6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
Приложение 1
Опросник для родителей
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их. (Да, нет)
8. Что вы считаете здоровым образом жизни?
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)
Опросник для детей
1. Что такое на твой взгляд здоровый образ жизни?
2. Является ли твой образ жизни здоровым?
3. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
4. Какие правила личной гигиены тебе известны?
5. Как ты справляешься со стрессом?