Бронникова Эльвира Камилевна,
заведующий,
методисты УМС ИМО по Авиастроительному и
Ново-Савиновскому
районам г.Казани
Взаимодействие семьи и школы является главным условием успешного развития личности. Закон Российской Федерации «Об образовании» обусловил появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия. Это направление продолжено и закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества».
Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка. Школа - один из основных этапов жизни ребенка, играет огромную роль в обучении и воспитании. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.
В общеобразовательных организациях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов созданы необходимые условия для успешного сотрудничества семьи и школы.
К взаимодействию с семьей в школах подключают не только классных руководителей, учителей-предметников, но и педагога-психолога, логопеда, школьного врача, школьного библиотекаря и т.д. Администрация школы координирует и контролирует взаимодействие с семьей. Директор школы, являясь руководителем этого взаимодействия, распределяет функции специалистов и контролирует качество их исполнения. Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия. Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.
В школах и детских садах районов, реализуется проект «Семьеведение», в котором участвуют 38 школ и 3 детских сада. Курс «Семьеведение» проходит в рамках классных часов (1 раз в месяц), внеурочной деятельности, дополнительного образования с учащимися 1-11 классов. Занятия ведут классные руководители совместно с педагогами-психологами. Стратегическая цель проекта «Семьеведение» – воспитание личности семьянина, возвращение школьников к фундаментальным фамилистическим ценностям в расчете на устойчивость их будущих браков и появление в них нескольких детей. Тактических целей в реализации этого проекта несколько: осуществление семейного воспитания и семейного образования, создание благоприятной атмосферы в каждой ученической семье, вовлечение родителей в просемейную деятельность школы, укрепление связей школы и семьи, повышение обучаемости и воспитанности учащихся.
УВО «Университет управления «ТИСБИ» является Республиканской экспериментальной площадкой по теме «Экспериментальная апробация программы формирования семейных ценностей в личности ребёнка-дошкольника «Семьеведение» как механизма дополнительного образования с обеспечением преемственности образовательной деятельности в цепи «детский сад-начальная, школа-средняя школа-старшее звено среднего образования». Преемственность осуществляется в ДОО № 70, 391, 397 и с лицеем № 146.
Лицей №146 «Ресурс», в свою очередь, является федеральной инновационной площадкой «Формирование самосознания и внутренней позиции личности обучающегося через моделирование воспитательного пространства посредством интеграции потенциала микросоциума», региональной экспериментальной площадкой УВО «Университет управления «ТИСБИ» по теме «Семейный круг: мое место в моем доме («Семьеведение» как образовательный и воспитательный ресурс формирования личности семьянина – основы будущего России)».
Школы используют индивидуальные и групповые формы взаимодействия.
Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями наиболее востребованы:
- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которой согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком
- посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий
-проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.
Из коллективных форм:
- общие и классные родительские собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов («Профессии, которые выбирают наши дети», «Здоровый образ жизни» на примере родителей, «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка», «Воспитание в труде»)
-родительские лектории, которые способствуют психологической и социально-педагогической компетентности родителей («Роль семьи в развитии работоспособности ученика»)
- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей
- вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов (сотрудников ГИБДД, здравоохранения, правоохранительных органов, представителей учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и т.д.)
- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени
- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи («Традиции нашей семьи», «Семейные реликвии», «Малая родина или Большое путешествие»)
-привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций
- привлечение родителей к руководству школьными кружками («Дело семейное», «Увлеченные люди»-знакомство с профессиями родителей)
-участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися (серия мастер-классов «Научи меня!»)
-привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе (спортивные соревнования, конкурсы-концерты, кулинарные битвы, квесты в помещении музея или в ближайшем парке, открытый показ семейных клипов, выставки изделий ручной работы, ярмарки, фестивали, флешмобы, коллективные арт-объекты, озеленение парка или дворовой территории)
- организация и проведение совместных конкурсов («Лучшие рецепты для праздничного стола», «Любимые застольные песни и конкурсы», конкурс на самую необычную новогоднюю елку, самое нетривиальное поздравление, «Семейный костюмированный карнавал», подарки, которые по-настоящему радуют и удивляют, «Семейный театр у микрофона»).
В школе №113 в 2024 году впервые была организована такая форма работы, как семейный фестиваль – «Ключик семейного счастья». Участники фестиваля подготовили танцевальные, вокальные и инструментальные номера, выступили с домашними театральными постановками, а также представили поделки ручной работы, картины и стихи собственного сочинения. На фестивале присутствовали администрация школы, педагоги, дети и родители, а также такие почётные гости - депутат Казанской городской Думы В.Д.Белобородов и руководитель Общественной Приемной Партии Единая Россия О.А.Тихонова.
В лицее №146 еженедельно проходят Деловые завтраки, в том числе и с родителями обучающихся. Мамы и папы учеников рассказывают о своих профессиях, увлечениях, семейных традициях.
Школьные библиотекари проводят мероприятия совместно с родителями. Такие как: флешмоб «Мама я прочел стихи», «Школьные истории», выставки «Женщины в истории и литературе», «Важнейшая профессия – родители», «Книги для семейного чтения», «Тайны семейной книжной полки», всероссийская просветительская акция «Библиотечный диктант», «Нескучные каникулы. Домашний кинотеатр»-просмотр семейных фильмов на станице ВК, лектории «Мама, папа, книга, я – это дружная семья!», «Библиотека и семья: время доброго общения», поэтический вечер «Мы будем вечно прославлять, ту женщину, чье имя мать!», «День любящих сердец», конкурсы детских рисунков «Милая, нежная, славная…», «Папа, папочка, папуля!», «Я в семье – семья во мне», вечер-диалог «Бабушка рядышком с дедушкой», мастер-классы «Подарок от внучат», «Ромашки нежный лепесток...», фольклорные праздники «Иван Купала», «День русской печи», «День берегини», квизы и квесты.
Библиотекарь гимназии №7 Азина В.В. провела образовательный web-квест для обучающихся 6-х классов и их родителей «Путь полный интриг и приключений» (по произведению Т.Ш. Крюковой «Гордячка»).
Родители обучающихся наших районов активно принимают участие в различных конкурсах. В 2023 году в республиканском конкурсе «Читающая семья – читающая страна» в номинации «Лучшее произведение, написанное мамой (папой)» призером стала Галиуллина Зухра Даниловна, мама Галиуллина Рафаэля, ученика школы №112.
Родительские комитеты школ районов являются победителями и призерами республиканского конкурса «Секреты дружного класса».
С 2019 года проводится ежегодный республиканский фестиваль родословной «Эхо веков в истории семьи – Тарихта без эзлебез». В 2024 году в городском этапе победу одержала семья Гиниатуллиных из гимназии №33, которая продемонстрировала свое семейное блюдо, генеалогическое дерево и традиционный костюм предков.
Ежегодно родители будущих выпускников принимают участие во всероссийской акции «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями». Они имеют возможность поменяться местами со своими детьми и пройти всю процедуру ЕГЭ от прохода в экзаменационный пункт до получения своих результатов. В этом году в Авиастроительном и Ново-Савиновском районах г. Казани пунктом для проведения экзамена стала школа №62.
В 20-ти общеобразовательных организациях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов проходят научно-практические конференции разного уровня, в которых предусмотрены секции для педагогов, посвященные воспитанию и взаимодействию семьи и школы.
Семьи активно принимают участие в благотворительных мероприятиях, традиционным из которых является «Ярмарка добра». Вырученные средства передают в детские дома, на лечение онкобольных детей, приобретают корм для бездомных животных.
Родители не остаются в стороне и от событий, происходящих в настоящее время в зоне специальной военной операции. Грамотно организуют деятельность детей и участвуют в благотворительных акциях помощи бойцам СВО. Дети пишут письма на фронт, изготавливают талисманы добра, окопные свечи, а родители помогают материально, закупая лекарства и продукты для наших солдат.
Выбор методов воспитания обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников. Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах. Наиболее эффективны следующие методы:
1) методы, направленные на изменение видов деятельности и общения:
- метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;
- усложненные формы диспута
- метод самоанализа
- метод рефлексии
- ролевые игры
- социальное проектирование.
2) методы, направленные на изменение отношений в классе, семье:
- упражнение, поручение, личный пример
- убеждение, критика
- метод воспитывающих ситуаций
- деловые игры
- методы поощрения и наказания
- метод перспективы
- метод общественного мнения
- метод создания новых традиций.
Таким образом, взаимодействие предполагает, что школа и семья равноправные субъекты социального воспитания детей, которые стремятся к полноценному сотрудничеству. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Важно, чтоб взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу и активно воспринимались ребенком.