Первые шаги: советы родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Шакирова Алсу Фаридовна
педагог-психолог 1 кв. категории
МАДОУ «Детский сад №95 комбинированного вида»
Кировского района г.Казани


Я — мама двух уже взрослых сыновей и дочери-подростка. Воспитывать детей — это одновременно радость и вызов, особенно когда они сталкиваются с важными кризисами. Я прошла через множество трудностей и радостей, наблюдая, как мои дети превращаются из малышей в молодых людей. Теперь, опираясь на свой опыт, я хотела бы поделиться некоторыми советами, которые помогут легче справляться с теми вызовами, что неизбежно возникают на пути любого родителя. Ведь каждая мелочь, каждое преодоленное препятствие приближает нас к тому моменту, когда наши дети становятся счастливыми и уверенными в себе личностями. Надеюсь, эта статья окажется полезной для тех, кто находится на пути родительского поиска гармонии со своими детьми.

В дошкольном возрасте родители нередко сталкиваются с двумя кризисами, которые оказывают значительное влияние на развитие ребёнка и его взаимоотношения с окружающим миром.

Первый кризис обычно наступает около трёх лет и известен как "кризис трёхлеток". В этот период дети начинают осознавать свою индивидуальность и стремятся к большей автономии. Они могут проявлять упрямство, строптивость и часто отвечают отказом на просьбы взрослых. Важно в этот момент поддерживать ребёнка, предоставляя ему возможность выбора и самостоятельности там, где это безопасно и уместно.

Второй кризис возникает ближе к шести-семи годам и связан с подготовкой к школе. Ребёнок начинает осознавать необходимость адаптации к новым условиям, правилам и требованиям. Он может испытывать тревогу, неуверенность в себе и страх перед новыми обязанностями. Задача родителей — подготовить ребёнка к этому важному этапу, поддерживая его эмоционально и помогая развивать необходимые навыки.

Оба этих кризиса — естественные стадии развития, и, пройдя их, ребёнок становится более зрелым и готовым к дальнейшим жизненным вызовам.

Вот несколько советов, которые помогут вам успешно преодолеть возможные трудности и создать благоприятную среду для роста и развития вашего ребёнка.

1. Развитие самостоятельности. Дети дошкольного возраста начинают проявлять первые признаки самостоятельности. Особенно это заметно в период «кризиса трехлеток», когда любимая фраза малыша становится «Я сам!». Они хотят сами одеваться, кушать и выполнять другие простые задачи. Родителям важно поддерживать эту тенденцию, давая ребёнку возможность пробовать новое, даже если это занимает больше времени. Например, пусть ребёнок попробует самостоятельно надеть куртку или завязать шнурки. Поддерживайте его усилия, хвалите за успехи и мягко подсказывайте, если что-то не получается.

2. Поведение и дисциплина. В дошкольном возрасте дети начинают проверять границы дозволенного. Они могут капризничать, отказываться слушаться или делать что-то назло. Важно устанавливать чёткие правила и придерживаться их последовательно. Следует избегать резких колебаний — нельзя сегодня что-то запрещать, а завтра разрешать. Наказания должны быть справедливыми и соответствовать проступку. Но наказывая, мы доносим до ребенка, что его мы всегда любим и будем любить, а вот его поведение в данный момент нас огорчает, и он должен понести своё наказание, так как заранее было обговорено, что так поступать нельзя.

Для предотвращения каприз заранее продумайте и старайтесь предоставить выбор ребенку. Дайте ребёнку возможность выбирать между несколькими безопасными альтернативами. Например, ребенок не хочет одеваться, мама нервничает, опаздывает на работу, начинает кричать, это еще больше усугубляет ситуацию. А ведь ребенок не просто не хочет одеваться, а протестует выбору мамы, ему хочется проявить свое «Я». А можно с вечера приготовить два альтернативных варианта одежды, утром же предложить ребенку самому принять решение, в каком он пойдет в детский сад.

3. Конфликты с другими детьми. В детском саду или на детской площадке малыши могут сталкиваться с конфликтами. Это нормально, поскольку они учатся взаимодействовать друг с другом. Родители должны научить ребёнка разрешать споры мирным путём, объяснив, что насилие — не выход.

Учите ребёнка выражать свои чувства словами, а не действиями. Рассказывайте истории о том, как герои книг или мультфильмов решают конфликты. Показывайте на собственном примере, как можно договориться и найти компромисс.

4. Страхи и тревоги. Многие дети дошкольного возраста испытывают страхи: боятся темноты, незнакомых людей, животных и т.д. Важно серьёзно относиться к таким страхам и помогать ребёнку справляться с ними.

Говорите с ребёнком о его страхах, объясняйте, что бояться — это нормально. Помогайте ему находить способы справиться с тревогой: читайте сказки, играйте в ролевые игры, где герой побеждает свои страхи. Никогда не смейтесь над детскими опасениями.

5. Переход от детского сада к школе. Переход от дошкольного учреждения к начальной школе — это большой стресс для многих детей. Они могут переживать из-за новых требований, обязанностей и окружения.

Готовьте ребёнка заранее: посещайте школу, знакомьтесь с учителем, расскажите о том, что его ждёт. Поддерживайте его, подчеркивая положительные аспекты школы: новые друзья, интересные уроки, возможности для творчества.

6. Гиперактивность и недостаток концентрации. Некоторые дети могут быть слишком активными или, наоборот, плохо концентрироваться на заданиях. Это может вызывать беспокойство у родителей.

Организуйте режим дня, включающий регулярные физические нагрузки и спокойные занятия. Играйте в развивающие игры, которые тренируют концентрацию и внимание. Обратитесь к специалисту, если считаете, что проблема выходит за пределы нормы.

7. Родительские ожидания. Часто родители возлагают на детей большие надежды, ожидая от них успехов в учёбе, спорте или творчестве. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален и развивается в своём темпе.

Сравнивайте ребёнка только с самим собой, отслеживая его прогресс. Поддерживайте любые попытки и старания, независимо от результата. Не ставьте завышенных ожиданий, давайте ребёнку возможность развиваться естественно.

В заключение хочу сказать, воспитание детей дошкольного возраста — это радостный, но иногда и сложный путь. Важно помнить, что каждая ситуация уникальна, и нет универсальных рецептов успеха. Главное — любить своего ребёнка, быть терпеливым и внимательным к его потребностям. Слушайте своего малыша, поддерживайте его и создавайте условия для его гармоничного развития.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика