Аглямова Гузель Рифатовна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №189 комбинированного вида»
Советского района г.Казани
Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым, счастливым и успешным. Но нередко дети сталкиваются с трудностями в развитии речи, в связи с чем испытывают трудности в социализации. Для успешной коррекции данного нарушения, безусловно, требуется вовлеченность трех субъектов: учителя-логопеда, самого ребенка и, конечно же, его родителей. Основная задача меня, как логопеда в данных условиях – это обеспечить родителей практическими приемами работы с ребенком дома для обеспечения непрерывности коррекционной работы.
В данной статье мы рассмотрим некоторые логопедические игры и упражнения, которые использовались родителями при выполнении домашнего задания с ребенком на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
1. «Мячики». Целью данного упражнения является автоматизация изолированного произношения звуков, а также развитие ловкости и координации. Оборудование: мячики диаметром 6-10 см. Инструкция: «подбрось мячик наверх, произнеси звук, поймай мяч» или же «ударь мячом об пол, произнести звук, поймай мяч».
2. «Песочные часы». Целью является автоматизация длительного звучания звука, развитие самоконтроля и зрительного внимания. Оборудование: песочные часы. Инструкция: «Произноси звук, пока сыпется песок».
3. «Произнеси и повтори». Целью упражнения является автоматизация произношения звуков в слогах, развитие межполушарного взаимодействия. Оборудование: изображения ряда нейроладошек, речевой материал со слогами с заданным звуком. Инструкция: «повтори двумя руками одновременно жесты, показанные на картинках, произнеси «СА».
4. «Эхо». Цель: автоматизация звука в слове в разных позициях, развитие фонематического слуха. Оборудование: речевой материал на необходимый звук. Инструкция: «Мы оказались в лесу, и я потерялась, а ты – мое эхо, я говорю слово, а ты повторяй его за мной».
5. «Магазин». Цель: автоматизация звука во фразе, развитие самоконтроля, развитие связной речи (звук «р»). Оборудование: бытовые предметы, в которых встречается необходимый звук. Инструкция: «Я – продавец, а ты пришел в магазин и хочешь купить у меня разные предметы, только попроси их у меня полным предложением: дайте мне, пожалуйста, ручку и тетрадь» (выделить голосом звук «р» в словах).
6. «История игрушек». Цель: автоматизация звука в спонтанной речи, развитие воображения. Оборудование: любая игрушка ребенка. Инструкция: «Представь, что твоя любимая игрушка оживает, и живет свою жизнь, пока ты спишь. Давай придумаем один такой его день. Я начну, а ты продолжи: однажды зеленая машинка решила посмотреть на настоящий город…».
Преимуществом представленных игр является то, что для их выполнения не требуется специальная подготовка, необходимое оборудование есть у каждого родителя дома или же в свободном доступе в сети интернет. Несмотря на простоту, все игры довольно эффективны при коррекции речевых нарушений.
Практика применения данных игр показала, что они способствуют более быстрому закреплению звуков в речи ребенка, развивают плавность речи и ритм, совершенствуют все когнитивные процессы.
Таким образом, я на практике убедилась, что результативность работы при коррекции речевых нарушений зависит от совместных усилий учителя-логопеда и родителя, поскольку позволяет закрепить достигнутый результат в более короткие сроки. Главное – подходить к процессу с терпением и любовью, создавая атмосферу радости и удовольствия.
Список литературы
1. Романцова Е.Ю. Взаимодействие логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения в процессе автоматизации звуков // Наука и культура России. - 2018. – т.1. – С. 303-307.
2. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 80 с.
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1981. – 240 с.