Формирование позитивного образа семьи у детей дошкольного возраста: аспекты реализации

Гареева А.М.,
Бикмуллина Лидия Наиловна,
Мубаракова Айсылу Василовна,
воспитатели МБДОУ "Билингвальный детский сад №333 комбинированного вида"
Советского района г.Казани


Усиление роли семьи и подготовка молодёжи к созданию собственных семей является одним из приоритетных направлений государственной политики. Разработка и реализация эффективной программы формирования положительного образа семьи позволит в будущем повысить устойчивость семейных отношений и укрепить институт семьи в нашем государстве.

Задача воспитателя в развитии у детей дошкольного возраста представлений о семейных ценностях заключается в активизации педагогической и воспитательной деятельности семьи, придав ей целенаправленный, общественно значимый характер.

В тесном сотрудничестве с детским садом семья создаёт межкультурную среду, способствующую развитию у детей навыков межличностного общения. Данные навыки являются основополагающими для формирования мировоззрения, нравственных принципов, эмоциональной сферы и социально-нравственной позиции ребёнка в обществе.

Формирование представлений о семье у детей наиболее эффективно начинается в раннем возрасте в семейном окружении и продолжается в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в дошкольном периоде, когда закладываются основы социализации, ребенок устанавливает связь с окружающим миром и знакомится с универсальными ценностями. Поэтому демонстрация ценности и значимости семьи является одной из приоритетных задач воспитания детей в этот период.

В работе с детьми по формированию позитивного образа семьи можно использовать различные методы и формы работы, методы сказкотерапии, песочной терапии, лепки и игровой терапии могут быть эффективно применены в работе с детьми раннего возраста. В то же время, опросы, беседы, работа с карточками и рисуночные задания, целесообразно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что к этому периоду у детей формируются многие психические процессы, что позволяет им адекватно воспринимать и выполнять предложенные задания. Рассмотрим некоторые формы и методы работы с детьми по формированию позитивного представления о семье.

Значение игр в личностном развитии ребёнка неоспоримо. К таким видам относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, домино, разрезные картинки, кроссворды. Эти игры охватывают разнообразные аспекты семейной жизни: быт, праздники, труд родителей, помогая детям глубже понять и осознать многогранность семейных отношений. Правильно организованная сюжетно-ролевая игра предоставляет ребёнку уникальную возможность погрузиться в мир межличностных отношений, в том числе семейных. Участие в таких играх позволяет дошкольнику самостоятельно осмыслить различные аспекты этих отношений. Поэтому существенная часть занятий, направленных на формирование образа семьи, должна проводиться в игровой форме.

Дети младшего возраста с охотой принимают участие в бытовых играх, подражая трудовой деятельности взрослых. Тематика таких игр часто связана с семейными отношениями. Сюжеты обычно просты, действия однообразны и повторяются. Роли не всегда чётко определены. Воспитатель может принимать участие как в придумывании сюжета, так и в выстраивании последовательности действий, а также демонстрировать, как эти действия могут быть выполнены.

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста отличается большей самостоятельностью. Они способны не только самостоятельно обозначить контуры сюжета и выполнить соответствующие действия, но и отразить взаимоотношения между членами семьи. Осваивая ролевые модели, дети учатся договариваться, подчиняться и командовать, отстаивать свою позицию и уступать. Сюжеты становятся более сложными.

Роль взрослого на этом этапе заключается в помощи детям разнообразить сюжет игры. Важно учитывать, что воспитатель сам может стать участником игры, взяв на себя наиболее сложную роль и показывая, как можно выполнять те или иные действия. Позднее, опираясь на этот опыт, дети смогут самостоятельно выбрать эту роль.

В старшей и подготовительной группах сюжетно-ролевые игры достигают своего пика. Дети могут активно участвовать в одной игре достаточно долго. Их деятельность отражает не только бытовые и трудовые ситуации, но также общественные, экономические, этические и психологические аспекты семейной жизни.

В основе таких игр должно лежать углубление представлений о семейной жизни, взаимодействии поколений, совместном досуге и других важных аспектах.

Для эффективного усвоения знаний о семейных традициях и отработки необходимых поведенческих навыков целесообразно использовать активные методы обучения, к числу которых относятся: проблемный рассказ, беседа, познавательные игры, проектная деятельность, моделирование и анализ жизненных ситуаций, элементы дискуссии и проблемные ситуации.

Использование арт-терапии способствует более эффективному усвоению детьми дошкольного возраста представлений о семье. Арт-педагогический подход оказывает всестороннее влияние на развитие детей дошкольного возраста, формируя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты их нравственного становления.

Проектная деятельность является одним из эффективных инструментов формирования семейных ценностей у дошкольников.

Она предоставляет детям возможность стать активными участниками процесса, а также способствует вовлечению родителей воспитанников в совместную работу. В ходе реализации проектов происходит:

* Углубление понимания детьми своей родословной и связей между членами семьи.

* Формирование осознания важности семьи для каждого человека.

* Развитие чувства причастности к миру семьи и позитивного отношения к её членам.

* Стимулирование интереса детей к изучению семейных ценностей.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

* Повышению родительской компетентности в вопросах взаимодействия с детьми.

* Улучшению качества образовательного процесса по формированию семейных ценностей у дошкольников.

* Созданию методической базы для работы с данной проблемой в старшей группе детского сада.

* Укреплению связи между семьёй и дошкольным учреждением.

В результате реализации проекта может быть разработана и апробирована система содержания, методов и форм, обеспечивающая поэтапное формирование ценностных ориентаций детей относительно мира семьи через совместную проектную деятельность с родителями.

Одним из ключевых аспектов формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к семейным традициям и позитивного образа семьи является разработка и реализация специальной программы. Данная программа должна быть направлена на формирование у детей следующих знаний и умений:

* Понимание сущности семьи и её ценностей.

* Знакомство с семейными традициями и реликвиями.

* Умение следовать семейным законам и нормам поведения в повседневной жизни.

* Способность сохранять и развивать семейные традиции.

В реализации данной программы могут быть использованы разнообразные методические средства, такие как: ролевые игры, психогимнастика, коммуникативные игры, драматизация, свободное рисование, традиции, праздники и другие формы деятельности.

Взаимодействие с родителями играет ключевую роль в формировании образа семьи. Участие в совместных проектах и конкурсах, флешмобах, таких как "Семейные традиции", "Моя родословная – образ моей семьи", "Мамы разные нужны, мамы разные важны", "Папа может все, что угодно", "Папа, мама, я – спортивная семья", способствует укреплению семейных устоев и формированию позитивного восприятия семьи.

Организация совместной деятельности и расширение форм семейного взаимодействия способствуют укреплению детско-родительских отношений. Несомненно, этот подход имеет положительный нравственный результат: создаются реальные условия для ознакомления детей с особенностями родственных отношений, помощи им в понимании необходимости бережного и заботливого отношения к членам семьи и, что самое главное, обучению основам такого отношения. Таким образом, реализация системы педагогической работы, направленной на формирование у дошкольников позитивного восприятия семейных ценностей, способствует развитию у них устойчивого интереса к собственной семье, её ценностям и традициям.

В процессе разнообразной деятельности дети приходят к элементарному пониманию роли семьи в обществе, системы родственных отношений и своего места в качестве её члена.

Список литературы:

1. Бастракова А. С., Малова Т. В. Формирование у детей 6-7 лет представлений о семейных увлечениях в процессе проектной деятельности // Концепт. - 2019. - №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-6-7-let-predstavleniy-o-semeynyh-uvlecheniyah-v-protsesse-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.02.2025).

2. Бодрова Е. А. Формирование образа семьи у дошкольников // Проблемы современного образования. - 2020. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obraza-semi-u-doshkolnikov (дата обращения: 12.02.2025).

3. Буланова Д. Д. Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности // БГЖ. - 2017. - №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-doshkolnikov-semeynyh-tsennostey-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.02.2025).

4. Горлова Г. А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - 2015 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-uvazhitelnogo-otnosheniya-k-semeynym-traditsiyam-v-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 12.02.2025).

5. Градусова Л.В., Косарева Ю.С. Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13781 (дата обращения: 13.02.2025).

6. Егорова А. П., Андросова М. И. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 32–37. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770704.htm.

7. Попова Е. И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-uvazhitelnogo-otnosheniya-k-semeynym-traditsiyam-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya (дата обращения: 10.02.2025).

8. Рябая Ирина Владимировна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗА СЕМЬИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2024. №84-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-pedagogov-k-formirovaniyu-obraza-semi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 12.02.2025).

9. Сергеева, Р. Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников / Р. Н. Сергеева, В. Э. Головенко, Л. В. Гильманова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/ (дата обращения: 10.02.2025).

10. Чернявская Валентина Станиславовна, Силич Анна Андреевна Образ семьи у детей дошкольного возраста из семей разных типов // Концепт. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-semi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-iz-semey-raznyh-tipov (дата обращения: 07.02.2025).


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика