Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Яшанина Лилия Фаритовна,
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №170»
Ново-Савиновского района г. Казани


Речь — один из основных способов коммуникации, который позволяет человеку выражать свои мысли и чувства. Речевые нарушения могут стать серьёзным препятствием для полноценного общения и развития ребёнка. В этой статье мы рассмотрим роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста (4–7 лет) с сохранным интеллектом.

Речевые нарушения — это различные проблемы, которые мешают ребёнку правильно произносить звуки, понимать и использовать слова и фразы. Они могут быть вызваны различными факторами, такими как наследственность, травмы, инфекции и другие.

У детей 4–7 лет с сохранным интеллектом речевые нарушения проявляются следующим образом:

• Фонетические нарушения.

Ребёнок может испытывать трудности с произношением отдельных звуков или их сочетаний. Это может быть связано с анатомическими особенностями речевого аппарата или с недостаточной сформированностью артикуляционных навыков.

• Лексические нарушения.

Словарный запас ребёнка может быть ограниченным, что затрудняет его общение и понимание речи окружающих. Он может испытывать сложности с подбором слов для выражения своих мыслей и чувств.

• Синтаксические нарушения.

Ребёнку может быть трудно строить грамматически правильные пред-ложения. Он может использовать простые конструкции или допускать ошибки в согласовании слов.

• Семантические нарушения.

Понимание речи других людей также может быть затруднено. Ребёнок может не улавливать оттенки значений слов и выражений, что приводит к недопониманию и ошибкам в интерпретации.

Эти проблемы затрудняют общение ребёнка с окружающими людьми и влияют на его развитие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту и начать работу над преодолением речевых нарушений.

Семья играет важную роль в преодолении речевых нарушений у ребёнка. Родители могут помочь своему малышу преодолеть эти проблемы и развить речь. Вот несколько способов, как это можно сделать:

1. Создание благоприятной речевой среды. Говорите с ребёнком чётко и ясно, используйте простые и понятные слова и фразы. Это поможет ему лучше понимать вашу речь и развивать свою.

2. Чтение книг. Читайте ребёнку книги вслух, обсуждайте с ним героев и события. Это расширит его словарный запас и улучшит понимание речи.

3. Игры и упражнения. Играйте с ребёнком в игры, которые помогут ему развивать речь. Например, можно играть в «слова», когда вы называете слово, а ребёнок должен назвать следующее слово на определённую букву или тему.

4. Посещение специалистов. Если у вашего ребёнка есть речевые нарушения, обратитесь к логопеду. Он поможет вам разработать план работы над коррекцией речевых нарушений и даст рекомендации по развитию речи.

5. Терпение и поддержка. Помните, что преодоление речевых нарушений требует времени и усилий. Будьте терпеливы и поддерживайте своего ребёнка на каждом этапе его развития.

О важности семьи в процессе коррекции речевых нарушений писали многие известные учёные в области логопедии. Например, Л. С. Волкова отмечала: «Своевременная систематическая помощь со стороны родителей в сочетании со специально организованным коррекционным обучением в детском саду создаёт благоприятные условия для развития речи детей и обеспечивает их социальную адаптацию».

Таким образом, семья может сыграть важную роль в преодолении речевых нарушений у дошкольника. Следуя рекомендациям специалистов и проявляя терпение и поддержку, родители могут помочь своему ребёнку развить речь и преодолеть эти проблемы.

Список литературы:

1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. — М.: Владос, 1999. – 680с.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

3. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.

4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.

5. Электронные ресурсы: сайты образовательных учреждений, специализированные форумы и блоги логопедов и психологов.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика