Трухова Лилия Фаритовна,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №152»
Авиастроительного района г.Казани
Более 25 лет мы в детском саду реализуем уникальную технологию вовлечения родителей в образовательный процесс. А начиналось все в 1998 году с программы «Сообщество». В настоящее время, работая по Федеральной образовательной программе дошкольного образования, мы убедились в актуальности данной технологии. Наши родители являются полноправными участниками образовательного процесса. И это наша отличительная особенность.
Одной из форм работы эффективного взаимодействия является технология «Родитель – ассистент». Когда родители участвуют в подготовке, организации и реализации детских проектов. Они могут участвовать в качестве ассистентов на любых занятиях и в любое удобное для них время, где получают отличную возможность поделиться своими навыками и знаниями. Время пребывания родителей в группе никак не ограничивается. А с каким удовольствием дети учатся рисовать с папой-художником, слушают рассказ папы-учителя о насекомых, папы-тренера о лыжах.
Хочется отметить, что благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей формируется чувство гордости и повышается самооценка.
Технология «Домашние визиты» популярна как среди детей, так и среди родителей. Ее цель – это установление доверительных отношений с ребенком и его семьей. Совместно с родителями мы разработали правила домашних визитов: визит должен состояться в удобное для семьи и педагога время; продолжительность визита не более 30 минут; воспитатель приходит с игрушкой или развивающей игрой, которую заранее купили родители; нельзя делать экскурсию по дому; родители могут предложить чашку чая (не более), чтобы ребенок почувствовал теплые взаимоотношения.
Опыт показывает, что визит домой проходит эффективно для адаптации, когда ребенок плачет, не хочет идти в детский сад. Эта технология результативна как для родителя, так и для педагога. Общение в неформальной обстановке способствует возникновению доверия у родителей к педагогу, они видят и понимают, что ребенку будет с ним хорошо. Педагог со своей стороны может поговорить с родителями о ребенке и его успехах, понимает каковы традиции семьи, как работать с ребенком, как его адаптировать. Воспитатель становится для ребенка другом, ведь он был у него в гостях.
Пользуются популярностью у родителей информационные записки. Они содействуют сближению семьи и педагога. Это могут быть короткие сообщения о новых достижениях ребенка, о том, что интересного он сегодня узнал, чему научился. Обычно родители с удовольствием их читают. Отсутствие записки мягко, деликатно подталкивает родителя проявить инициативу посоветоваться с воспитателем о том какие достижения есть у ребенка, что у него получается, а что вызывает затруднения, над чем можно поработать дома.
Дневники наблюдений за ребенком чаще ведутся в группах раннего возраста. Используются для индивидуального сопровождения ребенка, обеспечивают постоянное общение между родителями и педагогами и способствуют выработке единых подходов к воспитанию.
Хочу обратить ваше внимание на Семейную комнату. Здесь в неформальной обстановке происходит общение родителей между собой. Они делятся друг с другом своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Также каждый родитель имеет возможность пообщаться за чашечкой чая с любым специалистом детского сада, получить ответы на волнующие его вопросы.
В детском саду функционируют родительские клубы. Их цель - сплотить, сдружить родителей, выявить общие интересы, выработать единство подходов к воспитанию и обучению. Родители занимаются в мастерских здоровья, голоса, речи, танца, театра и др. Ведущими этих клубов выступают как педагоги детского сада, так и родители, обладающие талантами в различных областях.
В заключении, я бы хотела отметить, что детский сады, которые используют в своей работе данные технологии, можно смело назвать центрами притяжения родителей. Вместе с командой педагогов они ведут ребенка к школе! А это очень хороший результат