Зарипова Миляуша Ибниаминовна, старший воспитатель,
Шилова Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед, квалификационная категория «Педагог-наставник»
МБДОУ «Детский сад №64 комбинированного вида» Советского района г.Казани
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.
Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является: их высокая значимость для обеих сторон, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя, стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства, степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.
Для оптимизации детско-родительских отношений в дошкольном учреждении был разработан проект «Я и моя семья».
Основным методом проекта мы выбрали семейный коллаж – это совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты, который затем был презентован на семейном празднике.
Целью проекта стало привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащения социального опыта;
- формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
- создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
- расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
- изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОО, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;
- изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;
- обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
Проект проходил в форме совместной деятельности детей и родителей.
На первом этапе мы провели анализ сложившийся ситуации, определение актуальности проблемы, распределение функциональных обязанностей среди руководителей и участников проекта.
На этапе организации составили памятку по созданию коллажа. Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из несколько или множества фотографий и картинок. Самый большой плюс коллажей заключается в том, что они могут быть посвящены абсолютно любой теме. Если говорить о самых популярных видах, то сразу же стоит отметить семейные коллажи. Идеальным материалом для таких работ, конечно же, являются фотографии, на которых изображены все члены семьи.
Для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе с родителями проведены встречи-консультации. Составлен сценарий группового праздника «День семьи».
На этапе осуществления деятельности проходила совместная творческая деятельность детей и родителей по оформлению семейных коллажей, были представлены творческие работы с использованием фото, рисунков, иллюстраций. Воспитатели с детьми оформили приглашение на семейный праздник. Во время организованной выставки семейных коллажей, все члены детско-родительского коллектива имели возможность ознакомиться с работами участников, обменяться впечатлениями.
На групповом празднике – «День семьи» дети с родителями презентовали свои семейные коллажи: рассказывали о своих семейных традициях, обычаях, интересных событиях. Было проведено много занимательных игр-развлечений и вручены благодарности и памятные подарки. Таким образом, подводя итоги реализации проекта, мы отметили, что удалось реализовать все поставленные задачи.
В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, можем рекомендовать данный вид деятельности в дошкольных организациях.