Фаттахова Миляуша Халимовна, Чернова З.В., воспитатели,
Насыбуллина Гузалия Магазовна,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №330» Советского района г.Казани
Детский сад и семья - два социальных института, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта – необходимое условие воспитания детей дошкольного возраста (Приложение №1).
Семья является важнейшим фактором социализации личности и формирования ценностных ориентиров ребенка. Одной из ведущих задач воспитания дошкольника – приобщение к семейным ценностям, формирование уважительного отношения к семье и близким. Сегодня особенно важно найти способы приобщения к семейным традициям, сохраняя уважения к границам личного пространства ребенка и его семьи.
Хорошая семейная традиция сплачивает семью. Она дает ребенку ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один. Это останется с ребенком на всю жизнь и во многом ему поможет!
Традиция - это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем. Традиции формируют общительность, ответственность, любовь и понимание, искренность, умение прощать, инициативность.
Рассматривание вместе с ребенком семейного альбома и рассказ о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами, знакомство с историей происхождения фамилии, рассказ об этом ребёнку, способствует воспитанию чувства гордости за свою фамилию. Воспоминания смешных случаев из детства, первые слова, сказанные им - все это способствует возникновению у ребёнка ощущения, что он желанный, близкие люди ждали его появления и приняли его как нового члена семьи.
Существование семейных традиций помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание того, что ты отличаешься от кого-то, помогает самоутвердиться и самореализоваться.
В семье закладываются основы владения родным языком. Ребенок должен знать свой национальный язык, речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, а самое главное от их выбора. Язык всегда передается по наследству и, поэтому, роль семьи особенно велика. От выбора языка родителями зависит и состояние национальной культуры.
Не зная языка предков, ребенок не может на все 100% включится в культуру своего народа, хоть и будет участвовать в традиционных праздниках, он и не заметит яркость обычаев, не поймет их глубокого смысла в жизни народа.
Язык передается по наследству и, поэтому, роль семьи и матери особенно велика. Именно родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок.
Родной язык, формирует ребенка как личность. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, только в общении и в диалоге. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо, произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой.
Фольклор помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Произведения народного творчества формируют интерес к знаниям о родной земле, уважение к истории и культуре своего народа. Обряды и праздники связывают современную жизнь народа с его историческим прошлым. На родном языке звучат колыбельные песни матери, прибаутки, сказки, игры и музыка Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает формы социального взаимодействия. Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ».
Приложение №1
Анкета-опросник: «Какую роль в воспитании играют родители?»
1.Кто является участниками образовательных отношений в ДОО?
а) обучающиеся
б) родители
в) педагоги
2.Кто имеет преимущественное право на обучение и воспитание детей?
а) родители
б) организации, которые осуществляют образовательную деятельность
3.Должны ли органы власти и образовательные организации оказывать помощь родителям в воспитании и образовании детей?
а) да
б) нет
4.Могут ли родители давать ребенку образование в семье?
а) нет, не могут
б) да, родители имеют право давать дошкольное образование в семье
5.Какими документами в ДОО родители имеют право ознакомиться?
а) с любимыми документами, которые регламентируют образовательную деятельность ДОО
б) только с Уставом детского сада
Список литературы:
1. Езопова Е.А., Солнцева О.В. Читательские коммуникации как средство обогащения представлений дошкольников о семейных ценностях//Дошкольное воспитание. – 2022. - №9 (23). – С.20-25)
2. Кокарева Л.А., Новичкова А.А. Взаимодействие педагогов с родителями младших дошкольников в процессе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. - №5 (60). – С. 60 – 61)
3. Матвеева Л. Требования к очным дистанционным собраниям с родителями. Консультация для педагогов в марте//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2021. - №3 (50). – С.50-52)
4. Найбауэр А.В. Взаимодействие педагогов и родителей в ДОО: «неизвестные» аксиомы. – 2022. - №10 (19). – С.19-22)