Детский сад и семья: приобщение детей к культурным ценностям

Фаттахова Миляуша Халимовна, Чернова З.В., воспитатели,
Насыбуллина Гузалия Магазовна,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №330» Советского района г.Казани


Детский сад и семья - два социальных института, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта – необходимое условие воспитания детей дошкольного возраста (Приложение №1).

Семья является важнейшим фактором социализации личности и формирования ценностных ориентиров ребенка. Одной из ведущих задач воспитания дошкольника – приобщение к семейным ценностям, формирование уважительного отношения к семье и близким. Сегодня особенно важно найти способы приобщения к семейным традициям, сохраняя уважения к границам личного пространства ребенка и его семьи.

Хорошая семейная традиция сплачивает семью. Она дает ребенку ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один. Это останется с ребенком на всю жизнь и во многом ему поможет!

Традиция - это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем. Традиции формируют общительность, ответственность, любовь и понимание, искренность, умение прощать, инициативность.

Рассматривание вместе с ребенком семейного альбома и рассказ о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами, знакомство с историей происхождения фамилии, рассказ об этом ребёнку, способствует воспитанию чувства гордости за свою фамилию. Воспоминания смешных случаев из детства, первые слова, сказанные им - все это способствует возникновению у ребёнка ощущения, что он желанный, близкие люди ждали его появления и приняли его как нового члена семьи.

Существование семейных традиций помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание того, что ты отличаешься от кого-то, помогает самоутвердиться и самореализоваться.

В семье закладываются основы владения родным языком. Ребенок должен знать свой национальный язык, речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, а самое главное от их выбора. Язык всегда передается по наследству и, поэтому, роль семьи особенно велика. От выбора языка родителями зависит и состояние национальной культуры.

Не зная языка предков, ребенок не может на все 100% включится в культуру своего народа, хоть и будет участвовать в традиционных праздниках, он и не заметит яркость обычаев, не поймет их глубокого смысла в жизни народа.

Язык передается по наследству и, поэтому, роль семьи и матери особенно велика. Именно родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок.

Родной язык, формирует ребенка как личность. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, только в общении и в диалоге. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо, произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой.

Фольклор помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Произведения народного творчества формируют интерес к знаниям о родной земле, уважение к истории и культуре своего народа. Обряды и праздники связывают современную жизнь народа с его историческим прошлым. На родном языке звучат колыбельные песни матери, прибаутки, сказки, игры и музыка Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает формы социального взаимодействия. Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ».

Приложение №1

Анкета-опросник: «Какую роль в воспитании играют родители?»

1.Кто является участниками образовательных отношений в ДОО?

а) обучающиеся

б) родители

в) педагоги

2.Кто имеет преимущественное право на обучение и воспитание детей?

а) родители

б) организации, которые осуществляют образовательную деятельность

3.Должны ли органы власти и образовательные организации оказывать помощь родителям в воспитании и образовании детей?

а) да

б) нет

4.Могут ли родители давать ребенку образование в семье?

а) нет, не могут

б) да, родители имеют право давать дошкольное образование в семье

5.Какими документами в ДОО родители имеют право ознакомиться?

а) с любимыми документами, которые регламентируют образовательную деятельность ДОО

б) только с Уставом детского сада

Список литературы:

1. Езопова Е.А., Солнцева О.В. Читательские коммуникации как средство обогащения представлений дошкольников о семейных ценностях//Дошкольное воспитание. – 2022. - №9 (23). – С.20-25)

2. Кокарева Л.А., Новичкова А.А. Взаимодействие педагогов с родителями младших дошкольников в процессе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. - №5 (60). – С. 60 – 61)

3. Матвеева Л. Требования к очным дистанционным собраниям с родителями. Консультация для педагогов в марте//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2021. - №3 (50). – С.50-52)

4. Найбауэр А.В. Взаимодействие педагогов и родителей в ДОО: «неизвестные» аксиомы. – 2022. - №10 (19). – С.19-22)


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2025


к

  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика